17 ноября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в храме святителя Тихона Задонского г. Саратова.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Саратовского епархиального управления, благочинный Саратовского Центрального округа, настоятель Свято-Духовского собора г. Саратова иерей Александр Чеботарёв; благочинный Саратовского Южного округа, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области и духовному окормлению его подразделений, настоятель храма протоиерей Александр Домрачёв; иерей Серафим Розин (Вологодская епархия); секретарь главы Саратовской митрополии, благочинный Саратовского Восточного округа, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ иерей Александр Бородовицын; клирики храма иерей Евгений Тюменцев, иерей Дионисий Туркин; руководитель административного секретариата Саратовской епархии, настоятель Серафимовского храма г. Саратова иерей Сергий Феофанов; руководитель службы протокола Саратовской епархии, секретарь комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии иерей Григорий Родихин; насельник, эконом Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова иеромонах Феофан (Кричуняк); клирик храма иерей Алексий Киреев; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик Покровского собора г. Саратова диакон Иоанн Пушкарёв; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова, помощник проректора по воспитательной работе и преподаватель Саратовской духовной семинарии диакон Иоанн Новиков; клирик Свято-Духовского собора г. Саратова, директор Архиерейского мужского хора Саратовской митрополии диакон Иоанн Горбач; клирик Покровского собора г. Саратова диакон Василий Кошман.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под руководством регента Татьяны Сергеевны Домрачёвой.
В третье воскресенье ноября ежегодно отмечается Всемирный день памяти жертв ДТП. За богослужением были вознесены молитвы о погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
За Литургией митрополит Игнатий совершил хиротонию во иерея студента выпускного курса СПДС диакона Василия Кошмана.
Во внимание к делам милосердия и благотворительной помощи приходу храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Саратова благотворитель, генеральный директор АНО «Центр компетенций «Умный город»» Адель Михайлович Славутин был удостоен медали Саратовской митрополии в честь преподобномученицы Софии.
За многолетние усердные труды на благо Церкви в храме святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, г. Саратова Архиерейскими грамотами были награждены:
— София Сергеевна Маликова, регент и певчая хора храма;
— Людмила Станиславовна Момотова, певчая хора храма.
«Сегодня мы слышали в евангельском чтении, как одна женщина, которая многие годы страдала недугом, исцелилась, прикоснувшись к краю одежды Спасителя, ибо она верила, что если только хотя бы к краешку Его одеяния прикоснется, исцелится,— сказал в своей проповеди митрополит Игнатий.— Болезнь ее прекратилась, а Спаситель почувствовал, что из Него изошла сила. Так говорится для нашего понимания, разумения силы. Просто Спаситель ощутил веру человека, который с открытым сердцем впустил его к себе. И Он стал говорить Своим ученикам, что кто-то к Нему прикоснулся, а ученики, будучи простыми, наивными людьми, отвечали: “Учитель, здесь столько народу толпится и теснится, а Ты говоришь, что кто-то к Тебе прикоснулся!”. Но Христос продолжал искать, потому что хотел увидеть ту самую женщину, услышать ее слова. Он всё знал, но надо было для народа, чтобы эти слова прозвучали — дабы через них была показана вера. И эта женщина не смогла утаиться, она перед всеми рассказала, что с ней произошло, и Христос при всех сказал ей: вера твоя спасла тебя; иди с миром (Лк. 8, 48).
Эта женщина не смела прямо подойти ко Христу с просьбой, понимая, что около Него большое количество людей со всякими нуждами. Она просто внутри себя скромно, тихо поверила — и тут же получила исцеление. В это время к Спасителю обратился человек, у которого дочка сильно болела, и Христос торопился туда, к умирающей девочке, а ее болезнь была менее тяжелой. Но можно представить, какое чудо происходит в душе человека, который встречается глазами с Сыном Божиим: Он смотрит в глубины ее сердца, и она понимает, что утаиться невозможно, и рассказывает все как есть. И когда свет Божий, благодать Божия касается нашего сердца, нам тоже нет смысла что-то утаивать или притворяться — мы идем и каемся в том, что с нами происходит, мы приходим на исповедь и говорим обо всем так, как есть, не подбирая слов, называя своими именами всё, что нас разлучает с нашим Спасителем, затмевает свет. Свет Христов просвещает каждого человека.
А тем временем приходят из дома Иаира, к дочери которого торопится Христос, и говорят Иаиру: дочь твоя умерла, не утруждай Учителя (Лк. 8, 49) — уже все бесполезно, нет смысла Его звать. Но Христос вошел в дом и сказал: она не умерла, но спит (Лк. 8, 52). Можно представить, что происходило в сердце отца, которому сказали, что любимая дочка, ради которой он идет и просит Учителя, скончалась и ничего уже сделать невозможно. И он слышит такие слова: не бойся, только веруй (Лк. 8, 50). Трудно представить, какие эмоции, какие мысли его тогда посетили — и страх, и трепет, и все равно какая-то надежда. И вот они находятся в доме, где смятение, плач, горе — на Востоке эмоции очень сильно выражаются. И когда Господь сказал, что девочка просто спит, то, как говорится по-славянски, ругались Ему, то есть недоумевали: какое там спит! И Он тогда всех людей выводит из дома, оставляет только родителей и обращается к девочке: девица! встань (Лк. 8, 54) — и девушка оживает. От века невиданно, чтобы умерший воскрес, а тут такое — тоже страшно представить, что с родителями происходило, которые вот так вот видели умершую свою дочку, и вдруг она ожила. Какая вера должна зажечься, какие эмоции переполнять! И вот Спаситель, воскресив умершую девочку, говорит, чтобы дали ей есть — чтобы все убедились, что она жива. И она вернулась к обычной жизни, но жизнь ее с этого момента уже не была обычной.
Порой Господь воскрешает и нашу душу. Бывает так, что душа вроде бы что-то испытывает — какие-то радости удовольствия, но нет настоящей жизни. А когда Господь просвещает душу Своим светом, Он дает импульс для того, чтобы человек понял свое состояние и начал общаться с Богом Создателем. Христос входит в сердце, и душа воскресает. И каждый из нас должен до нашей смерти, которая рано или поздно произойдет, сродниться с Господом, чтобы наша бессмертная душа воскресла — умерла для греховной жизни и воскресла со Христом для жизни вечной, чтобы когда придет Последний суд, когда будут возвращены нам тела, жить вечно с Богом и в Боге. А если душа наша не воскреснет со Христом, то тогда на что нам тело, оно в таком случае будет возвращено для вечной погибели.
Мы должны бороться за нашу душу, война идет не на жизнь, а на смерть. Время, которое мы проживаем на земле,— это время, когда мы вместе с нашим Спасителем боремся за нашу душу с врагом рода человеческого, а вернее, враг рода человеческого борется с Богом в нашей душе. Наша душа не просто какая-то абстракция, она есть поле брани, и она выбирает добровольно либо Божию сторону, либо диавольскую — и от того, какую сторону мы выберем, будет зависеть наша участь в вечности. А время, которое нам дано, очень коротко. Люди, которые уже в возрасте, прекрасно это себе представляют: вроде недавно в школу пошли, играли в песочек, а уже наши внуки играют в песочек и смерть серебрит виски. Время проходит быстро, оно лукаво, и, как говорит апостол Иаков, это словно пар, который является на некоторое время (см. Иак. 4, 14). Но от этого небольшого времени зависит, что будет с нами в вечности. Господь пришел для того, чтобы мы имели жизнь вечную. Он отдал Сына Своего Единородного, чтобы каждый имел возможность войти в Его вечное Царство — в Царство вечной любви. Но Он дал человеку свободу, и каждый из нас этой свободой пользуется по своему усмотрению.
Как Христос пришел в этот мир? Он родился в хлеву, даже в гостинице для Него места не нашлось. Он воскрешал людей, исцелял — и как человечество обошлось с Ним? Его казнили как самого отъявленного разбойника — на кресте распинали злостных бандитов, негодяев, убийц, насильников. Он пришел спасти человечество, а человечество Его так встретило и так проводило! А человечество — это мы с вами. Если мы делаем Жертву Христову напрасной, то мы свою жизнь губим для вечности. Господь нам дает возможность, и мы этой возможностью должны воспользоваться, потому что Он нам дал Свои образ и подобие. Мы имеем свободу, которой Бог не забирает ни при каких обстоятельствах. Мы можем искать себе оправдание, обвиняя соседей, близких, но Господь каждому дал свободную волю, и человек этой волей пользуется, и эту свободу Бог уважает и ни к кому насильно не входит в сердце. Царство Мое не от мира сего,—говорит Он (Ин. 18, 36). Поэтому давайте, дорогие братья и сестры, сегодняшнее евангельское чтение об исцелении болящей и о воскрешении дочери Иаира отнесем к своей бессмертной душе и будем помнить, что если мы обратимся ко Господу, то Он воскресит нашу душу для вечной жизни,— если мы это позволим Ему, если мы Его впустим в свое сердце. И тогда милость Божия нас никогда не оставит».