31 октября, в день памяти апостола и евангелиста Луки, обретения мощей преподобного Иосифа Волоцкого, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на территории Вольского военного института материального обеспечения.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Саратовского епархиального управления, благочинный Саратовского Центрального округа, настоятель Свято-Духовского собора г. Саратова иерей Александр Чеботарёв; благочинный Вольского округа, настоятель кафедрального собора Живоначальной Троицы г. Вольска протоиерей Алексий Земцов; почетный настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Вольска протоиерей Михаил Воробьев; настоятель храма, помощник начальника ВВИМО по работе с верующими военнослужащими иерей Михаил Мунтян; благочинный Татищевского округа, руководитель отдела по взаимодействию с учреждениями культуры и проведению массовых мероприятий Саратовской епархии иерей Дионисий Уразаев; заместитель секретаря Саратовского епархиального управления, заместитель благочинного Саратовского Центрального округа, заместитель руководителя архитектурно-реставрационного отдела Саратовской епархии иерей Владимир Петриченко; помощник главы Саратовской митрополии, руководитель службы протокола Саратовской епархии, секретарь комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии, настоятель крестового храма священномученика Гермогена, епископа Тобольского (Саратовского и Царицынского), при Саратовском епархиальном управлении иерей Григорий Родихин; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов.
Владыку встретили и приняли участие в Божественной литургии заместитель начальника Военной академии материально-технического обеспечения МО РФ им. генерала Армии А.В. Хрулева полковник Вячеслав Юрьевич Зенков и курсанты института.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора Живоначальной Троицы г. Вольска под управлением регента Натальи Владимировны Витущенко.
«Сегодня мы отмечаем день небесного покровителя войск тылового обеспечения,— сказал митрополит Игнатий, обращаясь к собравшимся. — Преподобный Иосиф Волоцкий во время земной своей жизни — и монастырь, который он возглавлял, — занимался хозяйством и благотворительностью. Это необходимо людям для того, чтобы иметь жизненное пропитание, но также необходима духовная пища. Бывает, у человека на душе очень скорбно — вроде всё есть, всё хорошо, а на душе скорбь необъяснимая. А бывает, что у человека очень тяжелые обстоятельства, но на душе — Пасха, радость. Человек пребывает в покое в необъяснимой надежде на милость Божию. И преподобный Иосиф своей жизнью и святостью свидетельствует нам в первую очередь о том мире, который в душе».
Владыка отметил, что всякий человек, который взял на себя мужество пойти по военной линии, понимает, что может наступить момент, когда он должен будет отдать свою жизнь.
«Тогда все те запасы, которые сделаны в жизни, человеку уже будут не нужны, а то, с чем каждый из нас уйдёт,— это то, что в нашем сердце, в нашей душе,— добавил архипастырь.— У Бога нет мертвых, у Бога все живы, и небесное воинство пополняется верными Его учениками».
«Я вижу, что здесь молодые курсанты, и все крестятся,— также отметил архиерей.— Если у человека просит душа, он приходит в храм,— у кого-то, может быть, позже душа будет просить. Бог изливает Свою любовь на всех: на тех, кто Его признаёт, и на тех, кто не признаёт, и Свою милость являет всем. Просто не все ее могут принять. Господь сотворил человека свободным, со свободной волей, и эта свобода никем не нарушается, даже Самим Богом, потому что Он создал нас по образу Своему. Если человек хочет выбрать тот или иной жизненный путь, Создатель этому не противится. Если человек не хочет заходить в храм, он не заходит. Если человек не хочет размышлять о своей душе, он не размышляет. А если человек желает быть с Богом, тогда его Господь встречает и принимает. От нас требуется один шажок сделать Ему навстречу, и Он к нам входит в сердце».
«Есть такое выражение, что на войне нет неверующих. На самом деле это не совсем так, — поделился размышлениями архипастырь.— Есть люди, которые до последнего отрицают Бога, но подавляющее большинство, когда идут в бой, конечно же, крестятся и обращаются к Нему. Даже в советское время, когда была война и в бой шли, кричали: “За Родину! За Сталина!” — а все равно крестились. В истории часто бывало так, что силы абсолютно неравные, и побеждали люди, которые были в меньшинстве, — с ними был Бог. Всегда надо помнить, на чьей стороне правда.
Сейчас тоже непростые обстоятельства. Мы видим, во что превращается Европа. Мы понимаем, что там какие-то большие силы преследуют свои интересы, и на это страшно смотреть. Доведены до крайности либеральные идеи, просто отрицается все, что есть хорошего традиционного, а все, что противно этому и притом разрушает человека как личность, приветствуется. Даже если мы посмотрим их мультфильмы, кто у них герои? Раньше были принц, принцесса, а сейчас Шрек. Кто такой Шрек? Людоед. И он положительный герой. С самого детства внушается, что черное — это белое, а белое — это черное, а потом человек сам не понимает, как все это постепенно ему навязали. Вместе с тем мы видим, какие там экономические проблемы, для чего там — вернее, понятно, для чего — мигрантов насаждают. Понятно, что кому-то хочется разрушить Европу как экономическую силу, но самое страшное, что оказывается разрушенным христианский мир, на ценностях которого изначально была построена европейская мораль. Теперь же она откровенно сатанинская, то есть все пороки, которые осуждаются, представляются добром, а то, что относится к христианству, к традиционным ценностям, высмеивается, и за христианские убеждения даже готовы сажать в тюрьму. Мы видим, как жестоко поступили с нашим братским народом, как его используют, что делают с Церковью на Украине. Это очень страшно. Нас объединяла единая Церковь, единая вера, и они по нам ударили, потому что — “разделяй и властвуй”. Но мы должны помнить, что правда на нашей стороне, потому что мы стараемся сохранить свою христианскую самобытность, традиционные ценности. Мы не хотим, чтобы у нас вместо папы и мамы были какие-то родители номер 1 и номер 2. Я с трудом представляю, что какие-то родители хотят, чтобы у них дети воспитывались в таком духе. В Европе сейчас распространена смена пола. Уже в 12-13 лет подросток может заявить, что он, к примеру, не мальчик, а девочка. Это откровенное беснование. Неужели мы хотим, чтобы у нас так было? Наша православная вера является преграждающей силой на пути всего этого, не принимают у нас люди в большинстве своем эти псевдоидеалы, и слава Богу, что мы отстали от такой “цивилизации”.
Нам с девяностых годов пытались вбить в голову, чтобы мы не любили нашу страну, нашу мать, чтобы смеялись над ней. Представьте: каждый любит свою маму, и вот она у кого-то где-то выпившая идет. И над ней смеются. Ребенку должно быть больно, что над матерью смеются, а нам насаждали, что это правило хорошего тона — ругать, уничижать, подымать на смех свою Родину, свою страну, свой народ. Это страшная вещь. Конечно, бывает другая крайность, когда все недостатки покрываются, и это тоже плохо. Но главный момент — мотивация. Люблю я свою страну, свой народ? Или, как некоторые говорят, “свалить отсюда хочу”? Вот где предательство. Кто-то от своих родителей отказывается, кто-то от своих детей, а кто-то от Родины. Мы можем кого-то из руководства не любить, но не надо путать с этим любовь к своему народу и своему Отечеству. Нужно любить людей, которые живут на нашей земле, с их недостатками — об этих недостатках плакать и стараться как-то исправить. Но никогда нельзя быть предателями. У всех свои какие-то политические взгляды, это дело личного выбора. Но нужно задать себе вопрос: я готов смеяться над своей страной, окружающими людьми? Вот мужик пьяный валяется, можно пройти и зло посмеяться: алкаш. А мы знаем, почему он стал алкашом? Может, человека предали, и его сердце этого не выдержало, и он теперь ходит никому не нужный и презираемый всеми. Порой человеку нужно всего лишь немного внимания, чтобы он почувствовал себя нужным на этой земле. Вот по таким, казалось бы, незначительным поступкам, по нашей мотивации можно определить, любим ли мы окружающих нас людей, свое Отечество или мы просто конформисты.
В течение девяностых годов из нашей молодежи пытались воспитать общество потребителей — людей, которым ничего не хочется делать, но хочется, чтобы у них все было. Но сердце человека, его душа — это бездна, мы призваны бесконечно развиваться в Боге, в Котором нет предела совершенству. И мы должны об этом помнить, особенно воины, которые изначально выбирают образ жизни, предполагающий память о том, что эта жизнь в любой момент может оборваться. Но она продолжится в другом состоянии, в более ясном. Человек, живя на земле, словно в неком тумане пребывает. Человек живет мгновениями, и прошедшее мгновение, вчерашний день — вроде было и вроде не было, а наступающее, завтрашний день — неизвестно, будет или не будет. А в вечности будет более ясное сознание бытия, не будет такого тумана».
В завершение владыка отметил, что освятит сегодня росписи этого храма, и еще раз сердечно поздравил всех его прихожан с днем памяти небесного покровителя.