19 октября, в день памяти апостола Фомы, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Великое освящение Крестовоздвиженского подворья Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь главы Саратовской митрополии по делам монастырей и монашествующих, благочинный монастырей Саратовской епархии, наместник Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова игумен Серафим (Баранов); секретарь Саратовского епархиального управления, благочинный Саратовского Центрального округа, настоятель Свято-Духовского собора г. Саратова иерей Александр Чеботарёв; старший священник, духовник монастыря, духовник Саратовской епархии, первый заместитель благочинного монастырей Саратовской епархии игумен Пимен (Хеладзе); клирик монастыря иерей Антоний Хорьков; насельник Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, личный секретарь епархиального архиерея, настоятель крестового храма священномученика Гермогена, епископа Тобольского (Саратовского и Царицынского), иеромонах Антоний (Галеминов); клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Свято-Духовского собора г. Саратова диакон Иоанн Горбач.
За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Феодосия (Бессонова) и сестры обители.
Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Александра Германовича Занорина.
Здание, в котором освящен храм, входило в состав архитектурного ансамбля Крестовоздвиженского женского монастыря. Дата основания обители не сохранилась. Первое дошедшее до нас упоминание о ней относится ко второй половине XVII века. Церковь и строения монастыря были деревянными. Они не раз сгорали в городских пожарах, но стараниями горожан вновь возрождались.
В 1740 году на пожертвования была возведена каменная церковь, освященная в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В 1762 году освящена другая, новая, однопрестольная теплая каменная церковь во имя великомученицы Параскевы. Хозяйство монастыря было невелико. Со временем насельницы стали испытывать материальные затруднения. К 1776 году в обители проживало 11 монахинь. Их перевели в Астраханский девичий монастырь, Крестовоздвиженский был упразднен. В начале XIX века по указу императора Николая I обитель была восстановлена и открыта на своем прежнем месте. При обители на средства инокини Сусанны (Анны Александровны Рылеевой – родственницы известного русского поэта) в 1840 году была открыта первая в Саратове школа для девочек. Монастырь вел широкую социальную и просветительскую деятельность.
В годы советской власти обитель закрыли, храмы разрушили. Сохранилась лишь часть стены монастыря с угловой башней, в которой впоследствии разместилась Областная глазная больница. В 2005 году это здание было передано Саратовской епархии. После проведения ремонтных работ, 22 августа 2006 года, в помещении сохранившейся угловой башни монастыря была освящена церковь с престолом во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Начались богослужения. 16 июня 2021 года указом митрополита Саратовского и Вольского Игнатия храм был преобразован в Крестовоздвиженское подворье саратовского Свято-Алексиевского женского монастыря. В стены старинного здания вернулась монашеская молитва.
«Этот Крестовоздвиженский храм остался как свеча — как напоминание о том женском монастыре в честь Воздвижения Креста Господня, который располагался здесь, над просторами Волги,— сказал владыка, обращаясь к собравшимся.— Эта небольшая часовня напоминает нам о времени безбожного лихолетья, когда соборы, храмы просто были снесены,— но самое страшное, что сносили душу народа, ее разрывали по живому. Мы часто жалуемся, что у нас что-то не так. Но давайте посмотрим, что было с теми сестрами, которые переживали закрытие монастыря и его разрушение. Сейчас на этом месте восстановить монастырь невозможно, потому что здесь стоят высотные здания. Но у нас есть в Саратове женский Свято-Алексиевский монастырь, и уже несколько лет этот храм связывает тот монастырь, который был до революции, и ту женскую обитель, которая существует в Саратове теперь. И самое важное в этом — молитвенная связь тех насельниц, которые жили в Крестовоздвиженском монастыре, которые молились, подвизались, отдавали свою жизнь за Христа, и сестер нашего монастыря. Ведь было разрушено самое главное — душа монашества, и теперь она возрождается. Я верю, что и душа всего нашего народа будет воскресать.
Здесь стоят сестры милосердия, которые при этом храме располагаются, которые безвозмездно, жертвенно трудятся, помогают больным, немощным, потому что очень тяжело бывает человеку, когда у него нет близких или когда близкие оставили его, а он серьезно болеет, лежит никому не нужный. И бывает так, что сестра милосердия приходит — и у человека открывается душа. Сестры милосердия ему возвращают веру в добро — и они ничего за это не получают, только ту душевную отдачу, которую дает Господь. И, конечно же, Бог ниспосылает Свою благодать и дает силы, потому что это жертвенное служение. В этом году мы будем отмечать двадцатилетие нашего сестричества, и я думаю, что мы обязательно отметим сестер наградами, вместе поблагодарим Господа, соберемся, помолимся, поговорим, обсудим наши проблемы».
«Надо помнить, что даже волос с головы человека случайно не падает — ничего в жизни не происходит случайного и ни один человек не оставлен Господом,— добавил архипастырь.— Если что-то происходит, нужно принимать это как волю Божию и благодарить Создателя за все Его благодеяния, потому что если мы этого не будем делать, то окажемся неблагодарными детьми. Мы часто бываем не правы, но чувствуем себя правыми и часто чувствуем виновными перед собой других, хотя бываем виноваты сами. Мы должны об этом помнить».
В ответном слове игумения Феодосия выразила благодарность архипастырю за то, что этот храм, хранящий в своих стенах монашеский дух, был передан Свято-Алексиевскому монастырю. Она отметила, что вместе с сестрами со скорбью воспоминает те события, когда большое число насельниц Крестовоздвиженской обители пострадало, но эти страдания не были напрасными. Матушка Феодосия напомнила, что один из храмов обители был освящен 120 лет назад, в 1904 году, во имя святителя Николая Мирликийского, и в память об этом и о состоявшемся сегодня Великом освящении преподнесла в дар владыке икону святителя Николая.
«Благодарю за труды, за молитвы Вас, духовенство, которое трудится в монастыре, всех прихожан и, конечно же, сестер. Я верю, что те сестры, которые здесь жили до революции, до закрытия, молятся за нас на Небесах, и эта молитвенная связь ничем не может быть разрушена. Будем просить у них, чтобы они ходатайствовали перед нашим Спасителем, будем молиться, чтобы Господь являл милость к нашему народу, к нашему Отечеству. Господь никого не оставит»,— заключил архиерей.
Владыка также поздравил с памятной датой — 16-летием со дня иерейской хиротонии — секретаря Саратовского епархиального управления иерея Александра Чеботарёва, пожелал ему помощи Божией и подарил букет цветов.