17 марта, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Великую вечерню с чином прощения в Покровском соборе г. Саратова.
Богослужебные песнопения исполнил Сводный праздничный митрополичий хор под управлением регента Виктории Германовны Блохиной.
За богослужением молилось духовенство и прихожане храмов Саратова.
В своем слове митрополит Игнатий напомнил, что наступают дни святого Великого поста и по доброй традиции мы должны примириться со всеми нашими близкими — с теми, с кем мы поссорились, кого мы обидели, кто обидел нас.
«Мы слышали в сегодняшнем Евангелии, что Господь говорит: ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14). Трудно представить любящего Бога, Который мог бы отвергнуть человека, не простить, поставить условия, — сказал владыка. — Почему же тогда мы слышим эти слова? Надо помнить о том, что любовь — это не всегда такое чувство, которое позволяет человеку делать все что захочется. Часто бывает, что любовь путают с вседозволенностью. Например, мама позволяет своему ребенку делать все, что угодно: сын обидел собачку — пусть, он же маленький. И из деточки потом вырастает живодер, а то и убийца.
По своей сути человек после грехопадения — существо капризное, эгоистичное и проблемное. Вот, например, пришли мы в храм, кому-то хочется пообщаться. И человек ведет беседу, ему все равно, что стоят рядом люди. Нам все равно друг на друга. Для нас главное — то, что мы хотим.
Трудно представить такую ситуацию: ребенок матери нагрубил, она обиделась, а потом он приходит, говорит, что хочет есть,— и она его оставит голодным. Она отзывается на его просьбу, начинает накрывать на стол. И нам нужно относиться к своим обидам подобным же образом. Господь через разные ситуации Евангелия объясняет нам, что от нас требуется. От нас требуется одно — доброе, любящее сердце. Если этого нет, все остальное теряет смысл».
Владыка Игнатий добавил, что надо научиться прощать — принять боль, которую нам нанесли, но сказать: «Да, ты меня невольно обидел, но я тебя прощаю, принимаю. Я буду молиться за то, чтобы Господь тебя принял».
«Если мы имеем обиду или злобу на какого-либо человека, то мы становимся недостойными Царствия Божия, — отметил архипастырь. — Не потому, что Господь нас отвергнет, а по своему существу, потому что Господь нам даёт свободную волю, Его Царство — это Царство свободы и любви.
Любящий человек никому не мешает, с ним легко, и Господь тоже никому не мешает жить: если мы хотим грешить — грешим, хотим кого-то обидеть — обижаем, хотим у кого-то что-нибудь отобрать — отбираем. Он не забирает нашу свободу. Если человек обращается к Нему, Он забывает все и бежит к нам навстречу, и старается помочь во всем — настолько, насколько человек способен эту помощь принять. В наших отношениях с Богом и ближними на кону стоит вечность, которой не будет конца. Если мы научимся прощать и любить — а Господь это делает возможным,— мы сможем принять Христа. А если мы этому не учимся, то делаем невозможным Его вхождение в наше сердце. Как Он сможет войти, если мы не готовы к этому по своему внутреннему содержанию? Он не сможет этого сделать, потому что Он дал нам свободу».
Владыка Игнатий отметил, что если в нашей жизни есть хотя бы один человек, к которому мы питаем неприязнь, это делает нас недостойными Бога.
«Господь молился за тех, кто Его распинал, убивал, и вдруг мы говорим, что принесем свою жертву — пост, молитву, старания для спасения — а на какого-то человека будем питать злобу. Мы этим словно говорим Господу, что нам наплевать на то, что Он умер за этого человека, наша обида сильнее Его любви, Его смерти и Воскресения. В Царствие Божие — но только не с этим человеком. Некоторые еще говорят в порыве, что если таково Царствие Божие, то лучше в ад. Не должно быть у нас таких чувств.
Нас могут обижать, нас могут ненавидеть, но наша задача сделать так, чтобы мы не уподобились этим людям. Мы же ведь хотим попасть в Царство Божией любви. У Господа нет лишних людей, Он за всех умер — без исключения, даже за преступников, осужденных на смертную казнь или пожизненное заключение. Господь нас призывает, чтобы в нашей жизни никогда не было людей, к которым мы питаем неприязнь и злобу. Злоба и любовь — вещи несовместимые, и потому мы делаем невозможным действие Господа в нашем сердце.
А ведь в нашей жизни часто бывает, что мы кого-то не принимаем, на кого-то злимся, в той или иной степени. Порой мы даже имеем злобу на тех людей, которых сами обидели — нам что-то показалось, и мы начинаем выяснять отношения, а бывает, не выясняем, а просто начинаем мстить за то, что нам только кажется. Враг рода человеческого так действует. Порою безо всяких причин человек неприятен — его слова неприятны, его взор, и мы идем на поводу у этих помыслов, у этих сил дьявольских».
«Самое главное для нас — обрести любовь, потому что без любви ничто не имеет смысла. Если мы не имеем любви, все остальное — просто театр, и потому в дни Великого поста надо нам подумать над своей душой и признать, что мы немощны и больны, нам нужна Божия помощь. Мы не сможем справиться с собой, если не будем иметь Господа в своем сердце. А если мы не простим тех, на кого имеем обиду, не попросим прощения у тех, кого обидели, то мы сделаем напрасной Жертву Христову.
Наступают дни, когда мы будем усиленно молиться, поститься. Поститься — это в первую очередь стоять на посту, на страже своего сердца, своей души. Физический пост — это вспомогательное средство, и если человек не собирается следить за своими помышлениями и поступками, а просто соблюдает диету, делает поклоны, произносит молитвы, то это просто карикатура. От такого поста человек начинает раздражаться, всё вокруг его приводит в немирное состояние. Это естественно — наша сущность начинает выходить наружу, когда мы физическим постом начинаем утончать прикормленную плоть, которая в общем-то спокойна и довольна, когда она в сытом состоянии. Но забери у нас спокойное питание, продолжительный сон — и мы сразу начинаем показывать свое лицо. Мы не можем себя контролировать. В обычном состоянии мы притупляем эти страсти, а тут всё проявляется. Вот с чем нам нужно бороться. Любви-то в нас очень мало, поэтому стоит ли сердиться на других, коли мы сами “хороши”? Коли мы сами злые, сварливые, капризные, недовольные, неблагодарные люди — по отношению к Богу, к родителям, друг к другу. Давайте будем стараться делать наше сердце милосердным, и Господь тогда сможет помочь нам в работе над своей душой. Иногда это бывает делать тяжело, но тем не менее шаги в эту сторону необходимы. Мы делаем Господу шаг навстречу, и Он к нам бежит, принимает в Свои объятья. Он прощает все, если мы просим прощения».
В завершение архипастырь попросил прощения у духовенства и паствы.
«Я от всей души желаю, чтобы каждый из нас вступил в дни Святой Четыредесятницы с чистым сердцем, с покаянным настроем, с миром в душе. Мне как архиерею порой приходится делать для кого-то неприятные вещи. И действительно, можно не заметить, как ты кого-то обижаешь, потому что ты уже привыкаешь, что тебя называют владыкой, все кланяются, все говорят хорошие слова. Но я-то про себя знаю, вижу, где, в общем-то, неправда. Поэтому прошу простить меня от всего сердца и прошу ваших святых молитв обо мне, грешном», — заключил архиерей.