Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Саратовского епархиального управления, благочинный Саратовского Центрального округа, настоятель храма иерей Александр Чеботарёв; настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» г. Саратова иерей Владимир Жилкин; руководитель административного секретариата Саратовской епархии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского г. Саратова иерей Сергий Феофанов; клирик храма иерей Артемий Мягченков; благочинный Покровского собора г.Саратова иерей Вячеслав Кривов; ключарь храма иерей Владимир Петриченко; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик Покровского собора г. Саратова диакон Иоанн Пушкарёв, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова диакон Иоанн Новиков.
Богослужебные песнопения исполнил хор соборного храма под управлением регента Александры Мягченковой.
За Литургией митрополит Игнатий удостоил иерея Вячеслава Кривова и иерея Владимира Петриченко права ношения камилавки.
За богослужением митрополит Игнатий совершил хиротонию во диакона иподиакона Григория Родихина, руководителя службы протокола Саратовской епархии, ризничего ризницы епархиального архиерея.
«Вот мы и подошли к последней седмице, которая предваряет Великий пост,— сказал владыка, обращаясь к собравшимся.— Сегодня заговенье на мясные продукты, наступает Масленица, когда мы себя готовим к Прощеному воскресенью. А этот воскресный день посвящен Страшному Суду. Почему же он Страшный — этот суд? Сегодня мы слышали, как Господь, обращаясь к людям, которые пришли к Нему, предстали пред Его лицо, говорит о том, что те, кто не имел любви, сочувствия, деятельно эту любовь не воплощал, окажутся вне Царства Божия. Звучит, конечно, эта притча жестко: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Это притча, она иносказательна: Господь настолько любит людей, что Он такого не может произнести, Он изливает на всех Свою любовь. Но людям жестокосердным ее содержание хорошо дает понять, что люди, которые грешили, которые не каялись, которые не хотели быть в любви, оказываются вне ее,— не потому, что Господь их прогоняет, а потому, что они сами, по своей свободной воле отказались от нее.
Человек, который живет на земле для себя, является эгоистом, жестоким человеком, который грешит, услаждается, исполняет все свои пожелания — и просто становится чуждым стихии любви. Допустим, есть какая-то банда, которая нечестным путем промышляет, убивает — и вдруг человека из этой банды зовут туда, где надо ухаживать за больными, проявлять милосердие. Что этот бандит почувствует? Он скажет: “Что это за ужас такой?”. То есть человек делает себя по своему свободному выбору чуждым любви Божией. И тогда, представ перед Богом, он поймёт, что прожил жизнь напрасно, что не использовал то время, которое дал Господь для того, чтобы человек сроднился с Ним, чтобы получил начало благое, чтобы научился любить и продолжил развиваться в вечности. Вот сейчас мы все стоим, молимся — благочестивые мужчины с открытыми головами, женщины — с покрытыми; а давайте представим, что нам всем вдруг станет понятно, что в душе, каковы мысли и чувства каждого из нас. Кто тогда здесь останется, рядом со своими ближними? Наверное, единицы — все убегут. Вот таков и Страшный Суд. Всё то, что в нас есть, станет явным, когда человек придет пред лицо Божие, и всё это откроется и друг для друга. И то, что есть в нас, то и будет нас судить. Мы будем стоять перед любовью Божией, перед светом Божиим, который просвещает, который дал нам жизнь, перед Господом, Который умер за нас на Кресте, и своим состоянием будем говорить Ему: “Твоя жертва не нужна. Мы жили для себя. Мы хотели того, другого…”. Но если человек борется в течение земной жизни, а не просто проживает ее, плывя по течению, Господь дает ему благодать. Бог ведь нас судит не за то, что мы прегрешаем, а за то, что мы не каемся. Но покаяние — это не просто признать какую-то ошибку или свою неправду; покаяние — это изменение нашей души, перемена нашего внутреннего состояния. Это можно сравнить с прополкой огорода: когда мы пропалываем грядку, надо же с корешками выдирать сорняки. А мы ботву наших страстей срезаем, а корни у нас остаются. Эти корни и являются причиной наших прегрешений.
Давайте будем помнить, что когда Господь изгнал Адама и Еву из рая, это было благом для них — Он дал возможность покаяться, потому что если бы они остались в том состоянии, в котором Он их застал, то это была бы вечная погибель. Но в мир пришел Спаситель, Который дает возможность нам через покаяние избавиться от вечной смерти. Для этого человек должен проявить свою волю — свою волю добровольно отдать в руки Божии. В этом заключается нравственный подвиг человека. Каждый из нас имеет образ Божий и подобие Божие, то есть свободу. Если человек не выбирает добро, не выбирает любовь, то Господь насильно не входит. Бог никого не хочет загнать силой в Свое Царствие, потому что Царствие Божие — это любовь, то есть свобода. Что мы выберем, в том и будем развиваться за чертой смерти. И я от всей души желаю, чтобы Страшный Суд обернулся для нас радостью встречи, а не горечью разочарования в напрасно прожитой жизни».
По окончании Литургии клириков, прихожан и гостей ожидало угощение на открытом воздухе. Архипастырь присоединился к общей трапезе.