20 августа, в день обретения мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в Митрофановском храме г. Саратова.
Его Высокопреосвященству сослужили и.о. секретаря Саратовского епархиального управления, благочинный Саратовского Центрального округа, секретарь главы Саратовской митрополии, настоятель Свято-Духовского собора г. Саратова иерей Александр Чеботарёв; настоятель храма, руководитель епархиального отдела по утверждению трезвого образа жизни и противодействию алкоголизму и наркомании иерей Игорь Москвичёв; клирик храма иерей Владимир Суяргулов; руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик Покровского собора г.Саратова диакон Иоанн Пушкарёв; клирик храма диакон Богдан Епифанов.
Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Александра Германовича Занорина.
Митрополит Игнатий поздравил всех собравшихся на молитву с престольным праздником — днем обретения мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского, и добавил:
«До сорока лет святитель был в браке, затем овдовел, принял монашество, а после имел попечение о монастырях. Господь призвал его на новую кафедру, Воронежскую, выделенную из Рязанской епархии. Она находилась на периферии, и правящие архиереи редко туда заезжали. Эта кафедра была очень бедной и, самое главное, многие там привыкли жить без попечения архиерейского, поэтому у святителя Митрофана было непростое служение. Он был своего рода миссионером на этой территории».
Владыка напомнил, что епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I, когда тот организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота. Святитель содействовал строительству, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, но при этом имел дерзновение не одобрять чрезмерное увлечение государя западными обычаями и активное насаждение их на Руси. Митрополит Игнатий напомнил случай, описанный в житии святителя: Петр I во время одной из поездок в Воронеж пожелал видеть у себя святого Митрофана и велел ему явиться во дворец. Святитель отправился к царю и, войдя во двор, увидел статуи греческих богов и богинь, поставленные по царскому приказанию. Архипастырь сейчас же повернулся и пошел домой, передав: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». Конфликт завершился примирением: несмотря на свой жесткий характер, царь приказал убрать статуи, после чего святитель Митрофан явился во дворец. Когда святой Митрофан отошел как Господу, Пётр I сказал, что у него более нет такого близкого старца, каким был для него святитель.
«Сегодня мы слышали Евангелие о том, как один господин потребовал долг со своего должника, — также отметил архипастырь. — Тот не имел чем отдать и начал молить, чтобы ему простили долг. Господин простил, не стал с него требовать, сажать в темницу, и прощенный человек в радости ушёл. Но затем, найдя своего должника, который должен был совсем маленькую сумму, прощенный стал требовать, чтобы ему вернули долг. Должник его также начал умолять, как раньше прощенный умолял своего господина, но он схватил его и стал душить. Слуги, которые видели это, рассказали господину, тот прогневался. Давайте попробуем примерить это к себе. Разве нас не прощает Господь за наши проступки? Ведь мы еще как грешим перед Богом и перед ближними! И ближние нас прощают. А когда нас обижают, а иногда и не обижают, а нам из-за нашего самолюбия показалось, что нас обидели, мы долго держим обиду и не хотим прощать. Ходим в храм, поем молитву “Отче наш”: “и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим”— и при этом даже не вспоминаем, что держим обиду на кого-то или, что еще хуже, сами кого-то обидели. Давайте же помнить о том, что нас прощает Господь и что ближние прощают нас больше нашего, и не будем губить свою душу, ибо сказано: каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7, 2)».
«Если мы хотим, чтобы нас судили не по справедливости, а по милости, нам надо научиться самим прощать обиды от сердца. В Евангелии не сказано: попроси прощения у твоего должника или у того, с кем ты имеешь раздор, а сказано: пойди и примирись. Ведь можно попросить прощения, а мира может не наступить. Восстановить мир — это сложнее, на это может потребоваться время, не всякий человек готов простить сразу, ему надо пережить эту боль, и нам надо тоже научиться переживать. Спаситель отдал за нас Свою жизнь, за наши грехи страдал и терпел, а мы еще думаем: прощать обидчика или нет. Есть такое выражение среди некоторых циничных людей, когда у них просят прощения: “Бог тебя простит, а я подумаю”. Даже если вслух мы этого не говорим, то, по крайней мере, так порой чувствуем, к сожалению. Давайте же стараться иметь мир с друг с другом, и тогда Господь не оставит нас и не посрамит, а святитель Митрофан, который заботился о просвещении людей и молился за всю паству, поможет и походатайствует о том, чтобы Господь даровал нам милости, терпения и смирения и чтобы мы научились прощать друг друга и друг с другом мириться», — заключил владыка.
После Литургии было совершено славление и возглашено многолетие.