2 апреля, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в соборном храме святителя Спиридона Тримифунтского г. Саратова.
Его Высокопреосвященству сослужили и.о. секретаря Саратовского епархиального управления, благочинный Саратовского Центрального округа, секретарь главы Саратовской митрополии, настоятель соборного храма иерей Александр Чеботарёв; ключарь соборного храма иерей Роман Коздринь; заместитель секретаря Саратовского епархиального управления, руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; клирик соборного храма иерей Артемий Мягченков; клирик соборного храма иерей Сергий Карпов; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик соборного храма диакон Сергий Малецков.
Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Александра Германовича Занорина.
«Осталась одна седмица Великого поста — и наступят Вербное воскресенье и Страстная седмица,— отметил митрополит Игнатий в своем слове. — Сегодня мы вспоминаем преподобную Марию Египетскую: мы знаем ее житие — оно читалось несколько дней назад во всех храмах, знаем, какой она была грешницей и как она каялась. И в сегодняшнем евангельском чтении говорится о том, что кто много согрешил и покаялся, тому много прощается. Давайте представим: человек согрешил перед кем-то, нанес явную обиду — и он это осознаёт, понимает свою неправоту, чувствует себя виноватым, просит прощения и хочет загладить вину. Такого человека от сердца простить легко. А бывает, что человек вроде бы ничего особенно плохого не делает, во всем оправдывает себя и всегда всех поучает — с ним и поссориться-то нельзя, но и помириться по-настоящему нельзя. Такой человек теплохладен, он пребывает в каком-то своем мире, в своем самомнении: «А в чем мне каяться?». Каких-то вопиющих проступков у него нет, а остального он не замечает как какую-то мелочь, потому что пребывает в слепой гордости. Теплохладность — это отсутствие любви: человек пребывает в тщеславии, в гордыне, слепоте.
Мария Египетская до обращения к Богу вела распутную жизнь — но как она каялась, как молилась! Она не читала никаких книг, но достигла такой святости, живя в пустыне, что могла пройти по водам. Это внешнее чудо, которое свидетельствует о внутренней силе духа, которую она стяжала, о той любви, которую Господь ей даровал. Она сражалась с самым сильным врагом на свете — со своим собственным «я» — в одинокой пустыне, среди жары и ветров; на ней даже одежды не было — все уже истлело и иссохло. Давайте, братья и сестры, помнить о том, что если мы согрешили, надо каяться, а если мы чувствуем, что будто бы совсем не грешим, мы пребываем в том состоянии, когда уже не чувствуем этих грехов. Будем помнить, что, по евангельскому слову, верный в малом будет верен и во многом, а неверный в малом и во многом окажется неверен (см.: Лк. 16, 10). От нас требуется быть верными в малом — тогда всё будет в порядке. Но нам кажется, что на мелочи не стоит внимания обращать — это же мелочи! Отмахиваемся от них и незаметно сродняемся с грехом, он становится естественной нашей стихией, нашим вторым «я». В таком состоянии мы не сможем открыть врата нашего сердца для того, чтобы Господь вошел в него. Взирая на образ преподобной Марии Египетской, памятуя о том, что остается всего одна седмица Великого поста, давайте еще раз внимательно посмотрим на своего внутреннего человека, зададим себе неприятные вопросы и постараемся честно на них ответить. Почему остается всего одна седмица? Потому что Страстная седмица — это уже не пост: в течение Великого поста мы стараемся идти навстречу Богу, а на Страстной седмице Сам Господь идет к нам навстречу, идет на вольные страдания ради нашего спасения — вне зависимости от того, молились ли мы, трудились или нет. Насколько мы смогли подготовить свое сердце для встречи с Ним?
Я от всей души желаю, чтобы мы, живя повседневной жизнью, всегда помнили о своем предназначении — о том, что мы вызваны к бытию для вечной жизни в Божией любви. Если мы здесь, на земле, будем приобщаться стихии Божественной любви, то наше сердце будет устремляться вверх, ко Христу, и то, с чем мы столкнемся на жизненном пути, не будет нас отвлекать от самого главного — от борьбы за спасение нашей души. Тело, которое дано нам сейчас, истлеет после физической смерти, и душа останется без тела до Второго пришествия Христа, она пойдет навстречу Богу, а после Второго пришествия Господь возвратит нам тело, но оно уже будет иного качества, иного состояния. Тела будут такие, как у Христа после Воскресения: мы видим из евангельского повествования, что Христос имел плоть, но по Воскресении Его она отличалась качественным образом: Он даже мог проходить сквозь стены и закрытые двери. Желаю, чтобы мы никогда не забывали о том великом даре, который Господь дает нам: Он дает Самого Себя ради того, чтобы мы имели вечную жизнь. Дай Бог, чтобы по молитвам преподобной Марии Египетской каждый из нас шел по жизненному пути в покаянии и любви к Богу».







