1 апреля, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботу Акафиста), митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска (Энгельса).
Это было первое богослужение архипастыря на Покровской земле в качестве временно управляющего Покровской епархией.
Его Высокопреосвященству сослужили и.о. секретаря Покровского епархиального управления, и.о. настоятеля Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) иеромонах Серафим (Баранов); и.о. секретаря Саратовского епархиального управления, благочинный Саратовского Центрального округа, настоятель Духосошественского собора г. Саратова иерей Александр Чеботарёв; ключарь собора, руководитель епархиального отдела по делам молодёжи и информационно-издательского отдела Покровской епархии иерей Аркадий Махсумов; клирик храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского г. Покровска (Энгельса) протоиерей Василий Канаков; настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска протоиерей Александр Милованов; руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Покровской епархии, настоятель храма во имя пророка Божия Илии г. Покровска (Энгельса) протоиерей Виктор Лузган; настоятель храма во имя святого Архангела Михаила с. Питерка протоиерей Сергий Ясиновский; заместитель руководителя отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Покровской епархии, ответственный за духовное окормление Энгельсского станичного казачьего общества, настоятель храма во имя преподобного Серафима Саровского с. Березовка Энгельсского района иерей Александр Казейкин; настоятель храм во имя Архангела Михаила п. Дергачи иерей Стахий Лобачев; настоятель храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Красный Яр иерей Иоанн Еременко; секретарь Епархиального совета, секретарь Епархиального церковного суда, клирик собора иерей Димитрий Вразовский; заместитель секретаря Саратовского епархиального управления, руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Покровска иерей Алексий Борисов; помощник секретаря Покровского епархиального управления, настоятель храма во имя святого пророка Божия Илии с. Шумейка иерей Иоанн Панков; клирик Свято-Троицкого храма г. Красный Кут иерей Александр Кучин; настоятель храма преподобного Сергия Радонежского г. Покровска (Энгельса) иерей Виталий Наливайко; клирик храма святителя и чудотворца Николая г. Ершова иерей Андрей Комаров; клирик храма в честь Успения Пресвятой Богородицы пос. Приволжский г. Покровска иерей Петр Ульянов; клирик собора иерей Кирилл Панкрашов; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик собора диакон Артемий Кошкин; клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Покровска диакон Александр Жбирь.
Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением регента Светланы Владимировны Хахалиной.
За богослужением владыка Игнатий совершил хиротонию диакона Александра Жбиря во иерея с возложением набедренника.
За усердные труды во благо Святой Церкви, ко дню Святой Пасхи 2023 года, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла клирики Покровской епархии были удостоены богослужебно-иерархических наград.
Права служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до «Иже Херувимы»:
— протоиерей Василий Канаков.
Права ношения креста с украшениями:
— протоиерей Александр Милованов;
— протоиерей Виктор Лузган.
Права ношения палицы:
— протоиерей Сергий Ясиновский;
— иерей Александр Казейкин;
— иерей Стахий Лобачев.
За усердные труды во благо Святой Церкви, ко дню Святой Пасхи 2023 года, указом Высокопреосвященнейшего Игнатия, митрополита Саратовского и Вольского, временно управляющего Покровской епархией, клирики Покровской епархии были удостоены богослужебно-иерархических наград.
Права ношения наперсного креста золотого цвета:
— иерей Иоанн Еременко.
Права ношения камилавки:
— иерей Алексий Борисов;
— иерей Иоанн Панков;
— иерей Александр Кучин.
Права ношения набедренника:
— иерей Виталий Наливайко;
— иерей Андрей Комаров;
— иерей Петр Ульянов;
— иерей Кирилл Панкрашов.
Владыка поздравил всех с праздником Похвалы Пресвятой Богородицы, отметив, что жители Покровска находятся под особым покровом Царицы Небесной, ибо именно в честь Покрова исторически назван этот город.
«Молитву “Царице моя Преблагая…”, которую мы сейчас пели, практически все здесь знают наизусть — и что может быть теплее, отраднее, чем молитвы детей к Матери,— сказал архипастырь. — А Мать являет к нам особую любовь. Когда распинали Ее Сына, Ее сердце содрогалось, через Ее сердце прошло оружие. Трудно представить, что испытывала Пресвятая Богородица, когда Господа распинали на Кресте,— мы знаем, что Она стояла рядом и видела всё это. Только матери, которые потеряли детей, наверное, по аналогии представляют, что это за боль. И теперь Пресвятая Богородица молится за тех сыновей и дочерей, которых Сам Господь усыновил Ей у Креста в лице апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Молится Тому Пречистому Сыну, Которого распинали люди — мы распинали! — за весь человеческий род. Господь принимал эти страдания как невинный Агнец Божий. Он был распят за наши грехи, и Матерь Божия это знает. И Она молится перед Пречистым Сыном за того сына, который это делал или по грехам которого это делалось.
Когда мы принимаем решение согрешить, это происходит на очень простом бытовом уровне. Вот сказали нам обидное слово, нам что-то показалось, нас что-то задело — и вместо того чтобы промолчать, прочитать Иисусову молитву несколько раз и потом подумать, прежде чем что-то произносить,— мы обязательно что-то скажем, и еще скажем больше, чем нам сказали. Нам слово — мы три, нам десять — мы сто десять… Мы имеем такой порок после грехопадения — сразу отвечать злом на зло. А иногда и за добро платим злом. И зная всё это, Пречистая Матерь тем не менее Своим материнским сердцем переживает за каждого из нас и молится, дабы Господь простил наши грехи.
Господь даровал нам свободу, дал каждому из нас Свой образ — и мы, несмотря на те обстоятельства, которые нам посылаются, вольны выбирать — либо идти за Богом, либо идти за злой силой. Мы можем найти себе оправдание — и мы так часто делаем, оправдываемся. Но свободную волю никто не отнимает, даже Сам Господь. Если человек не хочет Его впускать в свое сердце, Господь будет стоять у дверей сердца и стучать, но не войдет до тех пор, пока человек сам Его не пустит. И когда Господь наконец входит в наше сердце, касается его, все то, что нам казалось важным, становится совершенно незначительным, второстепенным. Наша жизнь преображается, она приобретает абсолютно иной смысл.
Мы часто говорим, что молимся, имея в виду, что произносим молитвы по молитвослову. Но молитва — это состояние беседы с Богом. Оно у нас бывает далеко не всегда, только иногда это вдохновение нас посещает. Но это не значит, что мы не должны трудиться и не должны стараться молиться. Господь нам открывается в тот момент, когда мы можем Его лучше воспринять, и открывает нам вместе с тем самих себя, прикасаясь к нашему сердцу — мы начинаем видеть сор в своей душе. Предположим, мы находимся в темной комнате — никакой грязи, никакого сора в темноте не видно. Когда появляется свет, даже свечка, мы начинаем их видеть. Потом включается лампочка — мы видим уже не только грязь и сор, но и какую-то пыль. А порой, когда в окно чисто убранной комнаты бьет яркое солнце, мы видим пыль в воздухе и понимаем, что и в ней не совсем чисто. А тут — Тот, Кто больше солнца: Господь — Творец вселенной, Который вызвал всё к бытию, касается нашего сердца. Когда мы читаем, что святые видели свое несовершенство и говорили, что они многогрешные, нам может это показаться неким юродством. А на самом деле просто Господь им открыл много, а нам Он столько не открывает, потому что если мы увидим всю грязь своей души, то ужаснемся — мы не способны еще воспринять правду о себе, потому что мы о себе, конечно, думаем лучше, чем мы есть на самом деле. Но тем не менее, вступая в более тесное общение с Богом, мы начинаем осознавать, насколько несовершенны.
Давайте предположим, что сейчас мысли, чувства, эмоции каждого из нас станут вдруг открыты всем остальным. Ужасно, да? А когда мы пойдем на встречу с Богом, всё, что в нас есть, будет видно всем, и мы никуда не спрячемся. Надо жить так, чтобы наша душа, которая будет рано или поздно открыта для всех, была прозрачной, чтобы этой грязи, этих эмоций, этих мыслей не было. И чем больше мы будем трудиться над собой, будем просить у Бога помощи, тем мы станем светлей. И Матерь Божия имеет особое дерзновение помогать нам в этой борьбе, которую мы ведем».
Владыка пожелал всем собравшимся идти вслед за Господом и всегда проявлять к Нему свою любовь.
«Ведь мы тоже любим Господа, хотя не всегда в этом признаёмся, хотя порой относимся к Нему эгоистически: “Господи, дай”, “Господи, помоги”,— добавил он.— Но мы всё равно Его любим — как маленькие дети: они тоже любят маму, но порой бывают непослушными, лезут куда не просят, падают, плачут. И мама берет на руки, прощает. Вот так и Господь, и Матерь Божия — с каждым из нас. Я от всей души желаю, чтобы каждый из нас ощущал материнскую любовь Пресвятой Богородицы, Ее заботу — и отвечать нужно не только просьбами, но еще и не забывать благодарить. Здесь большое количество людей, у большинства есть дети, родители. И нам из опыта известно, насколько это радостно и приятно — когда дети относятся к своим родителям с благодарностью. Пусть любовь Божия пребывает среди нас. По тому узнают все, что вы Мои ученики, — говорит Сам Господь,— если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Помоги нам Господи, чтобы эта любовь была».
«Пока мне выпал жребий временно исполнять обязанности правящего архиерея Покровской епархии, до того момента как Священный Синод и Святейший Патриарх определят сюда епископа, буду стараться заботиться о пастве Покровской епархии точно так же, как и о саратовской. Буду стараться выполнять заповедь любви, насколько это возможно. Прошу ваших святых молитв и вашей помощи. Также хочу обратиться к духовенству, которое сегодня получало награды. Я хотел бы поблагодарить вас за те труды, которые вы несете в пределах ваших приходов, ваших епархиальных послушаний. Священническое служение очень непростое в наше время: что-то сделал не так или даже посмотрел не так — батюшку с легкостью осуждают, особенно наш секулярный жестокий мир. Многие священники трудятся во славу Божию, оставив свои светские профессии; кто-то уже в возрасте, кто-то помоложе, кто-то в городе, кто-то на селе, но все несут свое служение и стараются быть настоящими, истинными пастырями: создают общины, выполняют те послушания, которые дает Церковь, и стараются быть любящими отцами для паствы, которую вверил Сам Христос. За каждую овечку придется давать ответ, если что-то не так. Поэтому если овечки послушные, добрые, они должны помнить о том, что пастырь будет отвечать за вверенную ему паству, и стараться исполнять те наставления, те советы, которые дает священник. Давайте помнить о том, что мы не просто являемся чадами Божиими — еще у нас есть пастыри, которые тоже за нас несут ответственность, и с пониманием и с любовью относиться к ним. И тогда действительно в нашей христианской жизни будет всё по слову Божию: будем иметь любовь между собою, и из этого узнают, что мы ученики Христа»,— заключил архипастырь.
С ответным словом от награжденного духовенства к митрополиту Игнатию обратился протоиерей Александр Милованов.
— Ваше служение — многолетнее, проникнутое духом истинной церковности; Вы как сын священника, как человек, который связан с Церковью всю свою жизнь, с самого начала, прекрасно знаете и труды, и заботы, и отношение мира к духовенству, и духовенства к миру и людям. И тот пример, который Вы являете нам — кротости, любви, долготерпения — является добрым образцом. Мы очень надеемся, владыка, что сможем оправдать доверие и на тех местах, куда Господь поставил каждого из нас, нести свой пастырский крест. Будем служить для славы Божией и для Матери Церкви. Многая Вам лета! — сказал отец Александр и от лица присутствующих клириков преподнес владыке букет цветов.
После Литургии было совершено славление.