28 февраля, во вторник первой седмицы Великого поста, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Покровском соборе г. Саратова.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Саратовского Северного округа Саратовской епархии, председатель Финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии, настоятель собора иерей Олег Грушин; клирик собора, директор Покровской православной классической гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова иерей Ярослав Коздринь; ключарь собора, руководитель епархиальной паломнической службы иерей Сергий Филимонов; клирик и помощник настоятеля собора, заместитель председателя финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии иеромонах Даниил (Дурягин); заместитель секретаря Саратовского епархиального управления, руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; клирик собора, директор Архиерейского мужского хора иерей Иоанн Козлов; клирик собора, духовный попечитель — заместитель директора по воспитательной работе Покровской православной классической гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова иерей Александр Салямов; клирик собора, пресс-секретарь Саратовской епархии иерей Михаил Фёдоров; диакон Димитрий Молоков.
Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением регента Виктории Германовны Блохиной.
«“Не судите, и не судимы будете. Не осуждайте – и не будете осуждены. Ибо каким судом судите, таким и будете судимы”, — этими словами Господь обращается ко всем нам, ко всему человеческому роду,— напомнил архипастырь собравшимся.— Давайте подумаем над двумя грехами, которыми мы все страдаем — это осуждение и клевета. Они неразрывно связаны друг с другом. Бывает, мы слышим о ком-то дурной слух — о своих ближних, соседях — и с лёгкостью воспринимаем эти сплетни. Более того, можем даже их приукрасить и потом передать кому-то еще. Кто-то услышал – еще что-то добавил, и так нарастает снежный ком клеветы и осуждения, который порой наносит непоправимый урон человеку, о котором все это было сказано. Даже бывает, что мы с уверенностью готовы спорить о грехах других, словно мы своими глазами видели, как люди их совершают, а на самом деле мы всего лишь мы слышали что-то от кого-то. Но мы в это верим с лёгкостью и, осуждая, проводя время в праздности, невольно становимся клеветниками. А кто такой клеветник? Это враг рода человеческого, диавол. И значит, мы становимся подобными злому духу. Кто нам дал право судить? Судить даже о тех вещах, которые к нам никакого отношения не имеют. Почему мы залезаем на Божий Престол Судии? Мало того, что мы берём на себя то, что нам не положено, так еще и возводим напраслину на людей. Осуждая других, кому собираем мы горящие угли? Конечно же, себе!».
Владыка отметил, что пребывающие в праздности люди любят посмеяться над другими, но при этом сами не хотят становится объектами осуждения и насмешек. «Надо помнить, что человек, который недобро шутит над кем-то, клевещет, осуждает, так же поступит и с нами, когда мы отвернемся,— предостерег владыка,— и мы сами тоже нередко так поступаем. Этот порочный круг очень сложно разорвать! А происходит это потому, что мы занимаемся не собой, не своим внутренним состоянием, а грехами других. При этом мы порой видим, что человек грешит, но не видим и не знаем, как он кается, как приходит на исповедь, как молится и как плачет о грехах своих. У всех есть свои слабости. Есть люди гневливые по своей природе. Иногда спокойному человеку легче стерпеть многое, чем гневливому стерпеть один какой-то укор или одно слово. Но для Господа важна наша работа над собой! Если человек, имеющий слабости, старается побороть свои страсти, он более праведен перед Господом, нежели человек, которому легко не поддаться соблазну».
«Осуждая, мы громоздимся на Божий Престол, пытаясь занять место Бога. Но надо вспомнить, что Господь не просто так обращает к нам эти слова: “Не судите и не судимы будете”. Как все просто вроде бы! Но настолько человеку сложно совладать со своей падшей природой, что ему нужна помощь извне. Помощь прежде всего от Бога. Господь, Спаситель мира победил врага рода человеческого – клеветника, и мы должны, идя вослед Христу, побороть те страсти, которые в нас гнездятся, в том числе осуждение и клевету. Если взять Интернет-пространство, то там вообще никто не отвечает за то, что пишется анонимно — можно все что угодно говорить, и ничего клеветнику и сплетнику не будет. А мы смотрим, читаем все это и верим. А на самом деле – просто засоряем свой внутренний эфир, свою душу этими помоями, которые нас вообще не касаются. Вместо того чтобы заниматься собой, своим духовным состоянием, мы собираем эту грязь и сами же себя убиваем — убиваем душу свою. Нам надо избавиться от своей внутренней “помойки”, и если мы всерьез этим займемся, нам дела не будет до грехов наших соседей, ближних и посторонних. От всей души желаю чтобы в дни этой святой седмицы Великого поста мы старались воздерживаться от всех страстей и в том числе, конечно же, от осуждения и клеветы», — заключил митрополит Игнатий.