2 сентября 1918 года в уральском городе Красноуфимске был казнен гонителями веры священник Александр Малиновский — наш земляк, уроженец уездного города Петровска. В преддверии празднования в честь всех Саратовских святых мы предлагаем читателям рассказ о священномученике Александре, чей жизненный путь оборвался, когда ему было всего 26 лет.
Многочисленная семья Малиновских на протяжении нескольких поколений давала Саратовской епархии священно и церковнослужителей. Прадед священномученика Александра, священник Иоанн Малиновский (†1883), служил в селе Глотовка Вольского уезда, являлся духовником I благочиннического округа Вольского уезда. Его сын Василий (†1903) был псаломщиком в том же Вольском уезде, в селе Вязовка. Сын Василия Иоанн, отец святого Александра, в 1886 году закончил Вольское духовное училище и тоже стал псаломщиком — служил сначала в храме села Ермоловка Петровского уезда, а с 1887 года — в уездном городе Петровске, в храме в честь Богоявления Господня. На Успение Божией Матери в 1889 году он был посвящен в стихарь.
Там, в Петровске, 12 апреля 1892 года у Василия Ивановича и Александры Петровны Малиновских родился первенец Александр, будущий новомученик. В общей сложности в семье родилось 23 ребенка — среди них были двойни и даже тройни, но выжили лишь четверо — кроме старшего сына еще сыновья Алексей и Николай и дочь София. Веру в Бога и почитание церковных традиций дети перенимали от своих благочестивых родителей.
В 1901 году псаломщик Иоанн Малиновский подал прошение о переводе в Вольский уезд, поближе к своим родным, и 28 сентября 1901 года получил назначение к Покровскому храму села Балтай. Александр был принят в Вольское начальное училище, где изучал Закон Божий, общеобразовательные предметы, ремесла. Взрослея, он как старший из братьев помогал родителям в трудах по домашнему хозяйству.
В 1903 году Александр поступил в Вольское духовное училище, а четыре года спустя, по его окончании, был принят в Саратовскую духовную семинарию. 28 ноября 1908 года викарный епископ Вольский Палладий (Добронравов) получил назначение на Пермскую кафедру. Покидая Саратовскую епархию, Преосвященный обратился к клиру и причту с предложением желающим перевестись в Пермскую епархию и помочь ему в обустройстве епархиальной жизни. Среди тех, кто откликнулся на призыв епископа, был и псаломщик Иоанн Малиновский. Летом 1910 года семья Малиновских перебралась в Пермь. Александр, закончивший к тому времени третий курс Саратовской семинарии, перевелся в Пермскую духовную семинарию. В Перми Иоанн Малиновский был рукоположен Преосвященным Палладием в сан священника.
Семинарский домовый храм в Перми, как и в Саратове, был освящен во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Александр, обладая приятным тембром голоса, пел на клиросе. Сокурсники вспоминали, что Малиновский выделялся среди своих ровесников душевной добротой, терпимостью, обаянием в общении. В Перми изменилось его отношение к учебе — на новом месте он учился гораздо прилежнее и закончил семинарию в 1913 году с аттестатом I разряда.
Инспектором Пермской семинарии в эти годы был Николай Иванович Знамировский, будущий новомученик. Сам замечательный проповедник, он и воспитанников семинарии привлекал к просветительской деятельности. Среди семинаристов, проводивших чтения в зале епархиального братства святителя Стефана Великопермского, был и Александр Малиновский.
В Перми Александр познакомился с ученицей VI класса епархиального женского училища Верой, дочерью пермского диакона Димитрия Затопляева. Вскоре Александр и Вера сочетались браком. Знавшие их семью отмечали, что молодые супруги даже внешне были похожи друг на друга. Но гораздо важнее было сходство внутреннее — Вера Дмитриевна стала верной помощницей своему супругу в избранном им служении.
По окончании семинарии Александр Малиновский был рукоположен епископом Палладием в сан диакона, а затем в иерея и определен к Спасо-Преображенской церкви села Гамова Пермского уезда. Отец Александр заведовал Гамовской и Костаревской церковноприходскими начальными школами, находившимися в ведомстве Святейшего Синода, и был в обеих законоучителем. Вместе со своими учениками он часто совершал паломничества к святым местам. Об одном из таких паломничеств — поездке в 1916 году в Тобольск на прославление в лике святых святителя Иоанна Тобольского — отец Александр опубликовал отчет в «Пермских епархиальных ведомостях». «Только здесь можно понять и уразуметь, как это ангелы небесные поют славу Богу, не переставая и не уставая», — писал он.
Отец Александр заботился не только о просвещении, но и о физическом здоровье детей. Он проводил с прихожанами беседы о детской смертности, со страниц «Пермских епархиальных ведомостей» обращался к своим собратьям-священникам: «Необходимо помочь народу в борьбе с детской смертностью распространением среди него соответствующих гигиенических знаний, соответствующей литературы, указаниями, советами, любовью. Будем смотреть на это как на одну из существенных задач деятельности в приходах наших жен, сельских матушек».
Молодой пастырь создал в селе отделение епархиального общества «Трезвость», стараясь отвлечь сельчан от пагубного пьянства. С началом Первой Мировой войны он организовал на приходе сбор средств на военные нужды. Не оставлял подвижник и участия в религиозно-нравственных чтениях в Стефановском братстве, проповедуя в братской часовне во время приездов в Пермь.
7 декабря 1917 года иерей Александр был определен к Введенской церкви села Верх-Суксун Красноуфимского уезда.
В один из летних дней 1918 года отец Александр обратился на проповеди к своим прихожанам: «Знаете ли вы, что делается сейчас в Петрограде и Москве? Там большевики в церквах и соборах ставят лошадей, ругаются над верой православной. Православные! Не допустим надругательства над нашей святыней, постоим за веру православную. Скоро опять начнется война, вновь затрещат пулеметы, загремят пушки. Не допустим кощунства над православной верой!».
Донесение о содержании проповеди было передано в волостную Суксунскую Чрезвычайную комиссию, а оттуда — в ЧК уездного Красноуфимска. Направленный в Верх-Суксун на трех подводах отряд красногвардейцев арестовал священника. Верующие попытались отбить его у конвоя, но два милиционера начали размахивать перед ними саблями, а красногвардейцы открыли огонь. Отец Александр был помещен в красноуфимскую тюрьму, ему предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности и после истязаний приговорили к расстрелу.
2 сентября 1918 года отца Александра и красноуфимского священника Льва Ершова, также приговоренного местной «чрезвычайкой» без суда и следствия к смерти, связали колючей проволокой и на выходе из города, в Холодном логу на склоне Мельничной горы, расстреляли. Они были похоронены там же в братской могиле.
24 сентября Красноуфимск захватили белые войска. Военной следственной комиссии Временного Уральского Правительства удалось отыскать тела казненных священников. При опознании выяснилось, что мучеников перед смертью пытали, а отца Александра незадолго до казни пытались задушить его же епитрахилью — видимо, он молился перед смертью, и гонители попытались оборвать его молитву таким бесчеловечным способом. Тела священномучеников Александра и Льва облачили в новые ризы, каждому вложили в руки крест и Евангелие. В Свято-Троицком соборе Красноуфимска была совершена панихида, после которой мучеников с почестями погребли рядом с могилой протоиерея Алексия Будрина, казненного красными 10 сентября.
На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года трое казненных священников были причислены к лику святых, а в 2002 году за алтарем Свято-Троицкого собора были обретены их святые мощи.
Газета «Православная вера» № 16 (660), сентябрь 2020 г.