С произволением благим и непринужденным. Интервью с благочинным Центрального округа

Горящие свечи, сверкающие венцы над головами, слова молитвы в тишине… Таинство венчания — один из самых красивых и торжественных церковных обрядов, но знаем ли мы смысл того, что именно совершается в храме, когда священник соединяет руки мужчины и женщины? О вопросах, связанных с Таинством Брака, мы беседуем с иереем Игорем Москвичёвым — благочинным Центрального округа Саратовской епархии, настоятелем Митрофановского храма Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии.

— Когда было установлено Таинство Брака? Одни исследователи считают, что оно возникло позже всех таинств — в Византии в XI веке, другие — что все таинства существовали в Церкви с самого ее основания, то есть с апостольского века.

— Как таинство новозаветной Церкви брак имеет Божественное установление, о чем говорится в разных местах Священного Писания (см.: Ин. 2, 1–11; Мф. 19, 3–12; Еф. 5, 22–32). Первые свидетельства о заключении браков в Церкви относятся ко II веку — уже в те времена супружеская жизнь начиналась с благословения епископа. В канонических сборниках Православной Церкви используется определение брака, предложенное римским юристом Модестином (III в.): «Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве».

Есть мнение, что венчание по сути происходило на Литургии: сначала совершали Литургию, а потом благословляли новобрачных. Многие исследователи, в частности, известный литургист священник Михаил Желтов, говорят о том, что чин венчания формировался самостоятельно. К VI веку основные моменты таинства уже были сформированы: обручение, чтение молитв, испитие вина из общей чаши. Со временем это все развивалось и принимало привычный нам вид чинопоследования, а к XI веку уже стали формироваться чины благословения повторных браков.

В чинопоследовании церковного брака всегда были три основные части: обручение, само венчание и молитва на разрешение венцов, которая, согласно Требнику, должна совершаться на восьмой день, но чаще всего ее читают в день венчания. Обручение тоже должно совершаться отдельно, и долгое время так и было. Часто его называли сговором или помолвкой. Люди, принявшие решение заключить брак, обращались с прошением к архиерею и начинали готовиться к свадьбе. Архиерей велел приходскому священнику провести «брачный обыск», то есть выяснить возможные препятствия к браку. В течение трех воскресных дней священник объявлял своим прихожанам, что такие-то молодые люди в приходе собираются вступать в брак, и спрашивал, может ли кто сказать что-то против этого. Если за три недели никаких возражений не было, могли венчать. Если же кто-то заявлял, что брак совершается из коммерческих побуждений либо просто под давлением, процесс останавливался до выяснения причин, и все могло быть отменено. Понятно, что могли все же что-то утаить, заставить людей молчать, но приходской священник, как правило, и сам хорошо знал жениха и невесту, их семьи.

Период между обручением и венчанием в документах не оговаривался, поэтому было по-разному — чаще всего между ними проходило не более нескольких месяцев. Кстати, жених или невеста на вопрос, имеют ли они произволение благое и непринужденное, вполне могли ответить священнику «нет», и в таком случае венчание также прекращалось. Что интересно, если после сговора венчания так и не происходило, то жених и невеста, которые вступали потом в другой брак, уже считались второбрачными.

При Екатерине II обручение стали совершать в одно время с венчанием. Тем не менее вопросы о «благом и непринужденном произволении» вступить в брак и «не обещался ли иной невесте» остались. Это указание на то, что некогда обручение и венчание совершались раздельно. Сегодня сложно себе представить, что за те несколько секунд, что священник ведет пару от притвора до середины храма, можно утратить свое благое и непринужденное произволение или кому-то пообещаться.

— Сейчас довольно часто можно услышать словосочетание «мы обручились», то есть сделано предложение, невесте подарено кольцо. Это с тех пор пошло?

— Думаю, да. Но раньше не только невеста надевала кольцо в знак помолвки, но и жених. Обычно перед обручением девушка с родителями приходила в дом жениха, там обсуждались все подготовительные вопросы, и там же молодые люди надевали друг другу кольца.

— Что означают символы в чинопоследовании таинства — кольцо, венцы, свечи, плат, на котором стоят брачующиеся?

— Бракосочетание — древний, красивый, таящий глубокие смыслы чин. В разных источниках его символика трактуется по-разному, но в целом считается, что кольцо — символ вечности брачного союза, его нерасторжимости, свечи — символ радости и торжества, чистый плат — символ начала новой жизни, по которой новобрачные пойдут вместе. С венцами чуть сложнее: кто-то говорит, что это символ мученичества (мученические венцы), но мне больше нравится другое толкование: это символ торжества, знак того, что люди преодолели свои греховные, блудные наклонности и вступают в законный брак. Вообще, отношение к венцам во времена раннего христианства было неоднозначным, даже некоторые святые относились к ним как к пережиткам язычества. Одобрительно о них одним из первых отозвался святитель Иоанн Златоуст, и с тех пор они стали широко употребляться.

Какой бы смысл мы в эти символы ни вкладывали, главное — относиться ко всему, что происходит во время венчания, спокойно: не искать никакой мистики в капающем на платье воске, загоревшейся от свечи фате, упавшем венце и так далее. Да, иногда это случается, но абсолютно ничего не значит. «Кто первый встал на плат, тот будет главенствовать в семье» — это тоже суеверие.

— Могут ли стать препятствием к венчанию возраст, родство будущих супругов?

— С точки зрения церковного права вступать в брак можно по достижению церковного совершеннолетия — это 15 лет для юноши и 13 лет для девушки. Но в 1830 году было принято Синодальное постановление, запрещающее священникам венчать браки, где жених не достиг восемнадцати лет, а невеста шестнадцати. Это постановление не утратило своей силы и по сей день. Исключения могут быть, если брак между более юными женихом и невестой заключен в ЗАГСе — по государственному законодательству это возможно в ряде случаев с четырнадцати лет, при условии согласия родителей.

Верхний предел возраста для венчания тоже существует — это 70 лет для мужчин и 60 для женщин. Он основан на правилах святителей Василия Великого, Филарета (Дроздова), а также на прецедентах, которые были в синодальное время. Логика такая: в брак вступают для продолжения рода, а в преклонном возрасте детей не рожают. Если же в пожилом возрасте хотят повенчаться муж и жена, прожившие долгое время в официальном браке, над ними совершается особый чин благословения супругов. Это возможно в любом возрасте. Этот чин был введен в употребление Священным Синодом в 2015 году. До этого на практике венчали полноценно, ничего не сокращая, людей, которым 50–60 лет. Но все же не должно быть профанации таинства: благословлять на рождение детей людей, у которых уже внуки выросли, по меньшей мере странно, поэтому появление такого чина вполне оправданно.

Есть еще правило: разница в возрасте между супругами не должна превышать 25 лет. При большей разнице это уже фактически разные поколения, и сложности, связанные с пониманием друг друга, неминуемы.

Вопрос родства сложный, так как есть много его степеней. Византийское законодательство запрещало браки до седьмой степени родства включительно. Законодательство Русской Церкви несколько смягчило это требование, запретив браки до четвертой степени родства включительно, а все, что сверх этого, возможно с благословения архиерея. То есть троюродным братьям и сестрам уже можно было венчаться, с разрешения епископа. Есть еще ограничения по свойству — связи между людьми, которые являются родственниками со стороны мужа и жены. Например, разведенный или овдовевший мужчина не может жениться, например, на сестре своей бывшей или покойной жены.

— А что если люди не знали, что они приходятся друг другу родственниками, и вступили в брак?

— В синодальное время такие случаи были. Известно, например, что священник, повенчавший двоюродных брата и сестру, получил выговор, а молодоженам была назначена епитимия. Но брак расторгать не стали. Если что-то подобное случается сейчас, нужно обращаться в дисциплинарную каноническую комиссию при епархии, которая этот вопрос рассмотрит.

(Продолжение следует.)

Газета «Православная вера» № 09 (653), июнь 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *