Вновь по милости Божией мы начинаем путь спасительного Великого поста. Это время, которое Церковь называет весной человеческой души; оно близко и дорого каждому верующему сердцу.
Постовое богослужение, тексты Постной Триоди очень точно и глубоко говорят о том, что такое Великий пост, каким он должен быть для христианина: «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов, и спасение человеков»… То есть пост — это не только ограничение себя в тех или иных видах пищи, хотя определенное воздержание необходимо: оно воспитывает нашу волю, дисциплинирует ум, помогает человеку постоянно помнить о Боге. Но это лишь первая, начальная ступень поста. Следующие — более сложные.
Пост — это время особого внимания к себе, покаяния и молитвы. Мы должны употребить его на то, чтобы исправить свое сердце: расстаться с привычными нам грехами и страстями и насадить в душе противоположные им добродетели. Как это сделать? Надо начинать с малого.
Святые отцы говорят о том, что действие греха в душе начинается с прилога — то есть с греховной искусительной мысли. Ежедневно и ежечасно такие мысли во множестве приходят к каждому человеку. Это надо знать всем, кто учится духовной жизни, и не оставлять без внимания своих помыслов и «малых» грехов. Прислушаемся к совету преподобного аввы Дорофея: «Если бы мы… не нерадели о малом и о том, что нам кажется ничтожным, то не впадали бы в великое и тяжкое… Ибо от того, что человек дозволил себе малое зазрение ближнего, от того, что говорит: «Что за важность, если послушаю, что говорит сей брат? Что за важность, если и я скажу одно вот такое-то слово? Что за важность, если я посмотрю, что будет делать сей брат или тот странник?» — от сего самого ум начинает оставлять свои грехи без внимания и замечать грехи ближнего. И от сего потом происходит, что мы осуждаем, злословим, уничижаем ближних и наконец впадаем и в то самое, что осуждаем». Пусть эти слова святого станут для нас уроком и примером внимания к себе, к которому мы призваны в предстоящий Великий пост.
По древнему обычаю в преддверии поста мы испрашиваем прощения у всех, кого мы обидели вольно или невольно. Утром Прощеного воскресенья за Божественной литургией читается Евангелие, в котором Сам Господь призывает нас прощать, говорит о том, что если мы не простим людям их прегрешений, то и Он не простит нам наших грехов (см.: Мф. 6, 14-21). Поэтому на пороге Великого поста мы должны примириться со всеми. Если мы оставим камень обиды на сердце, никакие наши подвиги, посты и молитвы не будут угодны Богу.
Дорогие братия и сестры! Я тоже искренне прошу у вас прощения и прошу помолиться обо мне, грешном.
Будем помнить, что путь Великого поста ведет нас к Светлому Христову Воскресению, готовит нас с чистым сердцем прославить Воскресшего Христа Жизнодавца. От всей души желаю всем вам помощи Божией в предстоящем духовном делании!
Саратов, 2020 г.