Как вести себя родственникам пьющих людей — что думает Церковь? Почему в молитве мы обращаемся ко Кресту — неодушевленному предмету?.. На эти и другие вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Добрый день! У меня сильно пьет родная сестра, уже около 20 лет. Семьи у нее нет; я замужем, есть сын. Сестра больше пьет, чем не пьет, и это для меня невыносимо. Я боюсь за ее жизнь, плюс ко всему всегда от нее куча проблем, типа коммунальных долгов, потери вещей, документов, избиений, падений, обморожений, наркологических стационаров. Ещё попытки шантажа… Вопрос такой: что думает Церковь по поводу поведения родственников пьющих людей? Мне всегда кажется, что, если она умрет, то виновата буду я. Еще много «доброжелателей», которые постоянно говорят мне: сделай же что-нибудь с ней, она же твоя сестра, ты обязана и т.д. Обязана ли я ее нянчить, содержать в ущерб своей семье, своему здоровью? Заранее благодарю за ответ. Елена.
Уважаемая Елена! Долг христианина обязывает нас заботиться о наших близких. Однако меру этой заботы, степень Вашей вовлеченности в жизнь Вашей сестры Вы должны выбирать, исходя из Ваших личных семейных обстоятельств. Конечно же, эта забота не должна быть в ущерб Вашей семье — супругу, сыну, Вашим семейным делам и отношениям. Каждый раз, когда есть возможность оказать помощь, надо ее оказывать. Но Ваша сестра — взрослый человек. За взрослого человека, пусть даже близкого родственника, мы не можем прожить его жизнь. И он сам отвечает за все свои поступки.
Я думаю, Вам надо внутренне, осознанно положиться на волю Божию. Конечно же, о сестре надо молиться, чтобы Господь ее вразумил. Мы иногда отмахиваемся от подобных советов, но на самом деле молитва значит очень многое, и какое-то разрешение этой ситуации может прийти по Вашей искренней молитве.
Надо положиться на волю Божию еще и для того, чтобы не было уныния, отчаяния, что Вы «не смогли, не уберегли, не среагировали, не сделали». Повторю: делайте то, что в Ваших силах и что не мешает Вашей собственной семейной жизни, а во всем остальном положитесь на волю Божию.
Уважаемый Владыка! В вечернем правиле имеется молитва ко Кресту, в которой есть следующие молитвенные обращения, вызывающие у меня большое недоумение: «Радуйся, Крест», «Крест! Помогай мне». К кому, умеющему услышать, обрадоваться и помочь, адресованы эти молитвенные обращения? На каком богословском основании допустима такая молитва в монотеистической религии? Крест может оживлять и исцелять человека, как нам известно из предания об обретении Креста, однако, и медицинские средства могут оживлять или исцелять человека, например, дефибриллятор или скальпель хирурга, но к ним же не обращаются со словами. По моему мнению, это идолопоклонство. Александр
Уважаемый Александр, Вы не правы. Молитвы, о которых Вы говорите, как и богослужение в день празднования Воздвижения честнаго и животворящего Креста Господня, Крестопоклонной недели Великого поста, имеют глубокое богословское обоснование и принадлежат древней поэтической традиции.
Наше молитвенное обращение ко Кресту — это обращение к Распятому на нем Господу Иисусу Христу.
В словах, которые Вы приводите, используется прием метонимии (греч. «переименование»). Классическое определение метонимии принадлежит древнеримскому ритору и мыслителю Марку Фабию Квинтилиану (ок. 35 – ок. 96 гг. н.э.): «Метонимия состоит в замене одного названия другим. Сущность ее заключается в замене того, о чем говорится, причиной этого последнего».
Основание для такого переноса мы находим в Священном Писании. Например, у пророка Исаии есть место, где он обращается, как кажется к неодушевленным предметам: «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих» (Ис. 49, 13). В толковании святителя Кирилла Александрийского мы видим объяснение этих слов с точки зрения метонимии: под небесами понимаются пребывающие там ангелы, а под землей и горами — ожидающие спасения люди: «В одно собрание созывает небо и землю и благостно повелевает совершить празднество за спасенных Им. Под небесами можно разуметь не самую стихию, но пребывающие в вышних обителях и жилищем своим имеющие небо святые Силы, Начала, Престолы, Власти и еще превысших Херувимов; равно и под землею разумеются те, кои ожидают, что будет явление Его и что Он имеет явиться для искупления израильтян и всех народов» (Кирилл Александрийский, свт. Творения. Т. 8. М., 1890. С. 98. Толкования на пророка Исаию. Кн. 4. Беседа 4).
Много примеров метонимии в Псалтири: например, в псалме 148 хвалить Господа призываются не только люди, но и рыбы, горы, холмы, звери, птицы, и даже неодушевленные стихии (Пс. 148, 7-13). В данном случае речь идет о том, чтобы люди благодарили Бога за те чудеса, которые Он совершал, действуя через Свое творение. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что Господь «и посредством стихий совершал такие же чудеса, какие совершал посредством ангелов, этих разумных и верховных сил… Потому за все благодари человеколюбивого Бога» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. Беседа 58 на псалом 148).
Пример метонимии встречается и в Новом Завете, как раз по интересующему нас вопросу. Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет: «чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кор. 1, 20). Очевидно, что крест как неживая материя не может обладать кровью, и здесь имеется в виду не само древо креста, а Тот, Кто был на нем распят.
Таким образом, молитвенные обращения ко Кресту Господню на самом деле обращены ко Господу Иисусу Христу. Тем самым мы почитаем Его спасительные страдания, Его Жертву, Его Божественную Любовь, которая для верующего неотделима от орудия нашего спасения — Креста Господня.
Я являюсь православной христианкой и прихожанкой одного из Саратовских храмов. В силу жизненных обстоятельств пришлось общаться с людьми, состоящими в малом православном братстве Преображенского содружества. Что Вы можете сказать об этой организации, и являются ли ее члены православными христианами? Кристина
Уважаемая Кристина! Так называемое Преображенское содружество — это группа людей, объединенная вокруг священника Георгия Кочеткова, а это довольно пререкаемая личность в Православной Церкви.
Формально эта группа общин находится в рамках Православия, но на деле она, к сожалению, достаточно далеко ушла от него. У кочетковцев очень строгая система оглашения и катехизации, богослужение сокращается и упрощается, ведется на русском языке. Для прихожан обязательно постоянное общение с другими членами братства в рамках замкнутых групп: проведение на дому бесед, «братских трапез» и прочих ритуалов. По сути, члены «братства» считают православными христианами только самих себя. Тех же, кто не прошел у них оглашение, катехизацию и т.д., они таковыми не считают.
По многим вопросам «Преображенское содружество» открыто противопоставляет себя Церкви, ее «обычным» приходам и священноначалию, что является основным признаком сектантского сознания. Поэтому решайте сами, стоит ли общаться с членами таких общин.
Еще по теме: «Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова».
Владыка, Вы активно пользуетесь социальными сетями. Приятно смотреть на фото с богослужений. Скажите, а как по-Вашему, какие фото должен выставлять священник в своем аккаунте? Попалась в инстаграме страница батюшки, где нет ни одного фото в облачениях или на службе. Как-то неправильно это, мне кажется, хотя нет ничего запретного. Зачем стесняться своего статуса? Елена
Уважаемая Елена! Действительно, у нас есть батюшки, которые в соцсетях предпочитают не раскрывать своего статуса. Как Вы правильно сказали, ничего запретного в этом нет. Это выбор самого человека. Я никого не заставляю ни скрывать, ни подчеркивать свой сан. Хотя на всех собраниях духовенства обращаю внимание батюшек на то, что поведение священника в соцсетях многое говорит о том, как он относится к своему сану и служению.
Возможно ли на проповеди включить цикл сюжетов на литургическую тему: священнодействия на Проскомидии, схематичное описание Литургии оглашенных, Литургии верных и т.д. А во время Всенощного бдения посвятить несколько минут разъяснению сути происходящего, например, что означает каждение храма в начале службы, какие псалмы читаются на Шестопсалмии и их значение, поведение во время его чтения и другие важные акценты. Из общения между нами, прихожанами воскресного дня, становится понятно, что многим присутствующим на богослужениях мало что известно о подробностях службы. По тем или иным причинам ограничиваемся присутствием в храме и не находим в современном жизненном распорядке отдельного времени для детального изучения темы в «Законе Божием», различных пособиях или посещением воскресной школы. Было бы для всех нас очень полезно наличие такой информации на проповеди. Георгий
Уважаемый Георгий! Судя по тому, что Вы пишете, как подробно перечисляете части богослужения, Вы сами все это прекрасно знаете. Действительно, сегодняшние христиане плохо знакомы с богослужением. И я, и многие батюшки говорят о необходимости изучать свою веру, читать духовную литературу, но далеко не все это слышат. Во многих храмах проводятся занятия для взрослых людей. Я не являюсь сторонником прерывания богослужения пусть даже ради благой цели — объяснения того, что происходит в храме. Я считаю, что этому надо посвящать время вне службы.
Уважаемый Владыка! Выскажите, пожалуйста, Ваше мнение по поводу ввоза в РФ радиоактивных отходов из Германии. Согласно постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2019г. №540 в нашей области будет построено новое предприятие для переработки, утилизации и обезвреживания отходов 1-2 класса опасности (чрезвычайно опасные и высоко опасные). Вы считаете возможным ввоз, переработку и утилизацию подобных опасных отходов в густонаселенных районах нашей страны, и, в частности, в Саратовской области? Вячеслав.
Уважаемый Вячеслав! Лично я против ввоза опасных отходов с западных предприятий на территорию России, куда бы то ни было. Есть вещи, на которых зарабатывать нельзя.
В статьях газеты «Православная вера» в тех случаях, когда проводятся мероприятия, ранее называемые викториной, конкурсом, соревнованием, игрой, все чаще используется западный термин из компьютерных игр «квест». Может быть, не стоит делать крен в сторону западного словообразования, хотя бы в православном лексиконе? Ведь мы же оберегаем церковно-славянский язык в практике богослужения? Георгий
«Но панталоны, фрак, жилет,/ Всех этих слов на русском нет; / А вижу я, винюсь пред вами, / Что уж и так мой бедный слог / Пестреть гораздо б меньше мог / Иноплеменными словами, / Хоть и заглядывал я встарь / В Академический словарь» (А.С. Пушкин. Евгений Онегин).
Уважаемый Георгий! Проблема, как Вы видите, достаточно давняя, со времен Пушкина. И тем не менее, наш русский язык сохранился и не стал беднее, даже обогатился, в том числе, иностранными словами.
Я не думаю, что в данном случае происходит какое-то искусственное насаждение иностранных слов. Честно говоря, мне тоже не нравится слово «квест», и я даже просил, чтобы по возможности его заменяли каким-то другим. Однако дело в том, что сегодняшняя молодежь, приходя в Церковь из мира, уже владеет этим современным языком с многочисленными заимствованиями. Это ее язык. Это не значит, что мы должны быть от него в восторге, но, говоря с молодежью, необходимо просто учитывать сам факт наличия такого языка.
Я с сыном ездила в паломническую поездку в Чихачёво к старцу Иоанникию. В церкви один из батюшек тыкал в меня чем-то наподобие гвоздя. Что это значит, и для чего он это делал? Также старец рассказал про мой грех то, чего вообще не было. А когда я спросила, выйду ли я замуж, он не ответил на вопрос. Лишь сказал, молись, проси. Хочется знать, что это за старец такой, где за дополнительные вопросы ты должна либо остаться у них на несколько дней, либо заплатить деньги. Надежда.
Уважаемая Надежда! Я много раз и писал, и говорил, отвечая на вопросы, о том, что не надо ездить ни к каким «старцам», куда некие дельцы возят людей автобусами. Это обычное коммерческое предприятие: вас везут для того, чтобы заработать на этом деньги. Что это за «старцы», кто их таковыми «назначил»? Что они делают, какими «гвоздями» тычут в горе-паломников, я не знаю. Но, к сожалению, наши православные люди предпочитают не слушать Архиерея и всё равно едут, а потом пишут возмущенные письма в епархию: «Как это так, куда вы смотрите?!». Еще раз повторю, что паломническим службам при храмах и епархии организовывать такие поездки не благословляется, никакой духовной пользы это не принесет.
Еще по теме: «О старчестве и старцах«.
Задать вопрос Митрополиту Лонгину можно здесь.