О чудесном, таинственном празднике Сретения Господня, о том, чему этот день нас учит, мы беседуем с протоиереем Александром Домовитовым, настоятелем храма в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище в Саратове.
— Отец Александр, с каким чувством Вы встречаете обычно праздник Сретения Господня, день, когда Иосиф и Мария принесли Богомладенца в Иерусалимский храм, а навстречу им вышел старец Симеон? О чем он для Вас, этот праздник?
— Это праздник встречи человека со Христом. Из Евангелия от Луки мы знаем, что праведный и благочестивый Симеон чаял — ждал — утешения Израилева, то есть пришествия Мессии, Христа; что ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня (Лк. 2, 26). Симеон ждал и дождался: те слова, которые он тогда произнес, которые мы до сих пор поем в конце воскресной вечерни — «Нынe отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей…» — это завершение долгого пути, высшая точка, встреча.
— Но это — у Симеона, а у нас как должна произойти или — как может состояться эта встреча?
— Встреча со Христом происходит у всех по-разному: сколько людей, столько и путей ко Христу. Один человек идет к Нему через ужас греха, падения, через покаяние, другой — через скорби, третий — через радость. Но чаще всего человек приходит к Богу от боли; от сознания своей слабости, немощи, несовершенства. Путь начинается с того, что человек видит, наконец, себя таким, как есть, без прикрас. Но сама встреча происходит только тогда, когда Бог решает посетить человека. Если мы хотим устроить себе встречу с Ним по собственному своему желанию — она не произойдет. Ведь Господь лучше самого человека знает его сердце, знает, когда оно готово ко встрече с Ним. Вот почему не нужно пытаться что-то Богу «заказывать»: нужно доверять Его Промыслу о нас.
— Но нам свойственно ждать скорого результата. Я не раз слышала и читала в соцсетях: «…ходил в церковь, жил правильной православной жизнью целый год, но ничего мне это не дало, бросил».
— Старец Симеон ждал не один год: по преданию, он ждал триста лет. И не просто ждал, а терпел немалую скорбь. Когда человек живет с Богом в сердце, он не может спокойно относиться ко злу и нечестию мира, к его мерзостям и порокам; не может оставаться равнодушным к страданиям людей. Это тяжело на самом деле, это может привести в отчаяние, но праведный Симеон знал, ради чего он должен продолжать жить,— и продолжал ждать.
Да, современному человеку свойственно определять для себя предел ожидания: буду ждать до такого-то момента, а если ничего не произойдет — перестану ждать и приму какое-то свое решение. Вот и получается, что мы не умеем ждать, более того: мы Бога порой подгоняем: «Господи, мне вот это нужно сейчас, сделай мне это!» И удивляемся, что ничего не происходит, что просимого мы не получаем, а почему? Потому что мы, оказывается, лучше Бога знаем, что нам надо. А если мы все же получаем то, о чем просили, мы сразу готовы о Боге забыть — и дальше жить без Него.
— Какой смысл Вы вкладываете в глагол «терпеть»? Ведь терпеть можно очень по-разному. Мало ли мы знаем людей, которые терпят всю жизнь, но это терпение почему-то не приближает их ко Христу. Зачастую и напротив — человек ожесточается и никому не верит, и слышать не хочет о Церкви.
— Терпеть — значит принимать свое страдание ради Него, так, как Он принимал Свои муки. Вера и надежда — вот два главных условия для того, чтобы терпение не оказалось бесплодным, чтобы человек получил награду за терпение. А что касается терпения от безысходности, по принципу «Ну что ж теперь поделать, никуда не денешься» — да, какое-то время человек может вот так терпеть, но у этого терпения есть предел, за которым — крушение, катастрофа личности, то самое «Ни во что уже не верю, ничего не хочу». Такой человек, может быть, внешне терпит, держится, а в сердце своем ропщет и ненавидит.
— Для меня в свое время стало открытием то, что в церковнославянском языке глагол «терпети» может переводиться как «надеяться»: и Тебе терпех весь день (Пс. 24, 5) — «На Тебя надеюсь всякий день». Но мне кажется, что вот это время, тот или иной срок ожидания Встречи — тоже дается нам не случайно…
— Ожидание необходимо нам, потому что оно вырабатывает в человеке терпение — об этом пишут святые отцы. Человек, который ждет — не до какого-то времени, а просто ждет и терпит — знает, что этот срок, предел его терпения известен лишь Богу. Человек, научившийся терпеть, начинает скорбеть, если в его жизни произошли какие-то изменения, и терпеть ему больше нечего. Почему? Потому что человек уже на опыте знает всю благотворность терпения ради Христа. Такое терпение подводит человека к следующей ступени — смирению. А смирение — это когда человек принимает все, что с ним происходит, как из руки Божией, как Его благословение. Как ответила Дева Мария Архангелу: Се, Раба Господня: да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).
— Да, ведь кроме древнего старца Симеона там стоял еще один Человек, совсем юный, но уже готовый с упованием принимать и терпеть все, что пошлет Господь,— это была Богоматерь… И Она услышала страшные слова: и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). Ясно станет, кто есть кто перед Богом, но какой ценой — ценой Твоего материнского страдания. И как жить дальше, как Сына растить с таким предзнаменованием?
— Мы не можем знать, что происходило в сердце Богоматери, мы можем только всегда держать перед своими глазами этот пример, и удивляться, и благодарить Бога за то, что он у нас есть — пример долготерпения, надежды и любви к Богу. Она ведь уже сказала: да будет Мне по слову твоему; ужеприняла не только Его волю о рождении Сына, но и все те события, которые произойдут далее. Слова Симеона Богоприимца — это была следующая ступень Ее восхождения. И еще одна ступень — слова 12-летнего Иисуса, которые будут сказаны Ей и Иосифу здесь же, в Иерусалимском храме:зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2, 49).Все эти слова Мария слагала в сердце Своем (Лк. 2, 51), хотя и не все понимала в этих словах, не все осознавала. Осознание пришло в свой час.
— Как ответить самому себе на вопрос: произошла ли у меня встреча со Христом? Как эта встреча может «выглядеть»?
— Первое свидетельство того, что эта встреча произошла,— сокрушение человека о своей греховности. Второе — радость. Радость о Нем. Слезы покаяния, омывая душу, предшествуют радости.
Старец Ефрем (Мораитис) в своей книге «Моя жизнь со старцем Иосифом» рассказывает о том, как произошла его встреча с Богом. Школа старца Иосифа была очень суровой, жесткой: старец своего ученика постоянно ругал, оскорблял, унижал, хотя за глаза всегда хвалил, ставил в пример и благословлял. И через терпение, через послушание старцу Иосифу к будущему старцу Ефрему, который носил тогда имя Яннакис, пришла благодать. И он, как сказано в его книге, только глазами Христа не видел, а всем существом своим чувствовал — вот Он, здесь, рядом. И душа наполнялась радостью, глаза — слезами, и ничего уже больше не хотелось… Таков плод терпения и смирения.
— А если радости нет? Что причиной — неисповеданные грехи, может быть?
— Причины могут быть разными, в том числе и личными. И на вопрос человека: «Почему у меня нет радости?» — я как священник зачастую могу ответить только: «Не знаю». Единственное, что можно здесь посоветовать с уверенностью — принять все происходящее с тобою, зная, что это Господь Сам устраивает твою жизнь таким образом, чтобы ты встретился с Ним.
Вполне возможно, что отсутствие радости — это урок, что Господь таким образом сообщает тебе, что ты что-то в своей жизни делаешь неправильно. А что именно — это тоже у Него спрашивать надо, у Него просить помощи. Господь — такой Учитель, Который не откажет в помощи ученику. Наше дело — быть хорошими учениками. Тогда состоится настоящее Сретение — встреча.
Газета «Православная вера» № 03 (647)