Интернет — неотъемлемая часть жизни современного человека. Всемирная сеть практически вытеснила из нашего обихода прочие средства связи и массовой информации. Многие из тех, кто пользуется социальными сетями, признают, что они «съедают» больше нашего времени, чем хотелось бы… Как интернет-активность соотносится с христианской жизнью? На эту актуальную тему мы говорим с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.
— Владыка, наверное, в отношении интернета нельзя сказать однозначно: добро это или зло?
— Да, так же, как и в отношении других технических средств. Все зависит от того, в чьих руках, для каких целей и в каком качестве они используются. Как средство коммуникации интернет удобен и быстр, что отвечает потребностям времени. Но при этом, конечно же, есть много опасностей, которые подстерегают человека, решившегося полностью погрузиться в Сеть.
— Вы тоже пользуетесь соцсетями — что в них есть хорошего, что Вам нравится? И чего стоит опасаться? Больше все же плюсов или минусов?
— Социальные сети стали сегодня частью нашей жизни. Повторю: всё зависит от конкретного человека, соцсети влияют на людей очень по-разному. Одно дело — взрослые люди с жизненным опытом, с устоявшимися навыками чтения книг, человеческого общения. И другое дело — совсем молодые люди, подростки, для которых виртуальная реальность стала основой их жизни. Книг они не читают, друзей зачастую не имеют, общаются преимущественно в интернете на довольно поверхностном уровне. Именно интернет-пространство сегодня формирует вкусы и мировоззрение молодых людей. И вот здесь есть немало опасностей.
— Владыка, передам Вам несколько вопросов от наших читателей. Один из них довольно личный: «Владыка, я помню одно Ваше давнее интервью — Вы твердо говорили, что у Вас нет желания быть в соцсетях. А теперь у Вас появились странички. Что для Вас Ваша личная страничка в «Фейсбуке» — официальная трибуна (кафедра) или площадка для общения с людьми? Можно ли назвать потребность в общении причиной Вашего вступления в соцсети? Для чего Вы регулярно выкладываете фотосессии совершаемых Вами богослужений? Это способ поделиться радостью или… отчет?»
— Во-первых, люди меняются. Я тоже человек и имею на это право. Действительно, было время, когда у меня не было желания находиться в соцсетях. Но потом я просто осознал, какую роль они играют сегодня в жизни современного человека. Знаете, некоторое время назад я просто был поражен, в какой мере сегодняшняя молодежь переселилась в соцсети. Конечно, я об этом слышал, но не понимал всей глубины этого процесса. И я решил, что самому надо там как-то присутствовать.
Что такое соцсети лично для меня? Всё, что здесь перечислено: и трибуна, и площадка для общения, в котором у меня тоже есть потребность. А фотографии с богослужений — это дневник. Не обязательно же всё считать отчетом. Я люблю служить, я благодарю Бога за свое служение. Это главное в моей жизни. Я пришел в Церковь для того, чтобы служить Богу, а все остальные обязанности, которые мне приходится выполнять, — это уже как бы дополнительная нагрузка к моему основному занятию — богослужению.
— Нас спрашивают еще: почему Вы не высказываете своего мнения, когда происходит какое-то нашумевшее событие, в том числе и связанное с Церковью? «Многие, может быть, хотели бы знать, какого мнения наш Владыка, например, о венчании Собчак с Богомоловым и последовавших событиях»,— пишет Александра.
— Что касается нашумевших событий — практически все они политизированы, а я считаю, что Церковь не должна вмешиваться в политику. «Партийность» мне никогда не нравилась, и я всегда от нее пытался отдалиться. Я не хочу участвовать в таких вещах еще и потому, что на это тратится много сил, и при этом ты приобретаешь себе врагов на пустом месте. Иногда свое мнение я высказываю тем, что публикую на своих страницах тексты, которые, как мне кажется, адекватно объясняют ситуацию.
А что касается некогда нашумевшей свадьбы — по-моему, любой нормальный человек может к этому отнестись только отрицательно. Хотя в принципе я не разделяю и нападок на венчавшего пару священника. Видите ли, в чем дело: у нас профессия такая — верить людям. Когда приходит человек и говорит мне что-то — я не имею права начать его подозревать. Я обязан — это моя профессиональная обязанность — ему поверить. И любой священник так же. Поэтому это сложный вопрос, и здесь нет однозначного ответа.
— Владыка, у Ваших страниц в «Фейсбуке» и «ВКонтакте» большое число подписчиков. Многие говорят, что Ваш аккаунт стал для них открытием — и в том, что Архиерей в буквальном смысле служит каждый день, и в том, как красива православная служба. Все чаще наблюдаю, что самые торжественные моменты службы верующие начинают записывать на свои мобильные либо ведут прямые эфиры. Как Вы к этому относитесь? Однажды мне сделали замечание, что нельзя снимать на службе.
— Я думаю, что сегодня это допустимо. Повторю: люди во множестве перешли жить в соцсети. Если там не будет Церкви, это будет очень плохо. Снимать можно, кого-то вполне может заинтересовать, что происходит в храме. Меняются времена, меняются и способы, которыми мы привлекаем людей к Богу. Главное, что они должны оставаться в рамках Евангельского учения.
У всех наших крупных храмов есть сайты в интернете и страницы в соцсетях. Я тщательно слежу за их наполняемостью, за тем, чтобы они не оставались «мертвыми страницами», чтобы там велись богослужебные дневники, были фотографии с приходских мероприятий и прочее. Это наша жизнь.
— Еще из вопросов, которые нам прислали: «В нашей стране пристально следят за жизнью Церкви и, в особенности, за жизнью священнослужителей. Порой духовенство, оказываясь в медиасреде, попадает в непростые ситуации: одно неверно подобранное слово мгновенно разлетается на цитаты (причем искаженные). На мой взгляд, это вредит репутации не столько Церкви, сколько самому обществу. Ставит ли сейчас церковное руководство задачу по обучению духовенства навыкам общения в медиасреде? Что необходимо делать, как говорить, чтобы сказанные слова не были неверно истолкованы и растиражированы? Александр»
— Видите ли, Александр, в медиамире есть свои законы, достаточно жесткие. Это бизнес, люди зарабатывают здесь деньги, и зарабатывают вовсе не на проповеди хорошего, доброго, вечного. Что касается искажения или неправильной передачи тех или иных слов,— так было, есть и будет. К сожалению, скорее всего, с этим ничего сделать нельзя. Вот поэтому я считаю, что нужно создавать свое церковное медиапространство, выстраивать какую-то свою платформу, на которой мы можем проповедовать. Это очень важно.
Собираемся ли мы учить духовенство общению в медиасреде — каких-то специальных программ, лекционных курсов у нас пока нет, но, я думаю, будут со временем, потому что это сегодня необходимо.
— Ольга спрашивает Вас, Владыка: «Что делать с желанием постоянно поучать при общении в соцсетях? Как справиться с миссионерским запалом, не быть ″медью звенящей″? Во время реальных встреч все-таки могу себя контролировать, а в интернете в пылу полемики не всегда. Мешает и то, что не всегда удается найти правильные слова»…
— Надо учиться себя останавливать. Вообще, это навык, который христианин должен в себе воспитать едва ли не самым первым, — обязательно останавливать себя в каких-то напряженных моментах, не только в интернете, уметь смотреть на себя со стороны, контролировать себя. Очень помогает в этом случае навык Иисусовой молитвы. Всякая ругань, всякий запал — это не христианские проявления. Ничего доброго мы проповедовать при этом не сможем — только проявить свой характер и всем показать, какие мы на самом деле слабые и немощные.
— В продолжение этого вопроса. Приходится видеть, как христиане в интернете для общения выбирают резкую агрессивную риторику. Многие из них оказываются одержимы интернет-борьбой с «врагами христианской веры», видят социальные сети ареной для дискуссии. Как Вы считаете, лучше дистанцироваться от диспута в вопросах веры или попытаться ответить оппоненту?
— Прежде всего, надо оценить свои возможности. Бывает так, что человеку нечего сказать. Тогда лучше не встревать в такие дискуссии. Если все-таки человек чувствует, что может дать адекватный и спокойный ответ, то попробовать можно. И в зависимости от реакции оппонента или продолжить, или на этом остановиться. Всем участникам дискуссий, что в интернете, что в обычной жизни, нужно помнить слова преподобного Арсения Великого: «Много раз раскаивался я в своих словах, но никогда в молчании».
— Владыка, еще один серьезный вопрос от Александра: «Сейчас молодежь много времени проводит в интернете с его клиповой культурой коротких ярких текстов. Боюсь, что молодежь разучится читать и понимать большие сочинения, в том числе, святых отцов. Святоотеческие тексты порою трудны для понимания и кажутся для молодого читателя какой-то архаикой. Что, по-Вашему, можно сделать?
— Да, безусловно, есть такая опасность: пересесть на комиксы. Что-то с этим сделать могут только родители — если прежде, чем дать ребенку возможность погрузиться в виртуальный мир, они научат его читать книги, ценить классическую литературу. И мы видим, кстати, что многие люди действительно уже не могут воспринимать большие тексты. Сейчас это называется «много букв». Приходится этому заново учиться.
— В интернете и по телевидению иногда ведутся трансляции богослужений. Существует много видео- и аудиозаписей богослужений прошлых лет. «Как лучше всего слушать подобные материалы в Сети? Нужно ли кланяться и креститься при просмотре или прослушивании записи богослужений?» — спрашивает Анастасия.
— Думаю, не обязательно. Но бывает так, что у человека появилось какое-то духовное чувство, потребность в этом — почему бы и не перекреститься?
Есть много людей, которые не имеют возможности ходить в церковь. Скажем, многие пожилые люди смотрят богослужения на телеканале «Союз». Я знавал одну бабушку, многолетнюю прихожанку Покровского храма. Ей было восемьдесят четыре года, и она уже несколько лет сидела дома. Я бывал у нее в гостях, мы с ней, можно сказать, дружили. Хорошая комнатка у нее была: стоял телевизор, а вокруг — иконы, свечи, лампадка. У нее был настроен только один канал — «Союз». В субботу она обязательно смотрела всенощную из Екатеринбурга. И стояла молилась, крестилась, глядя прямо на телевизор. Мне сначала было как-то не по себе. Но, с другой стороны, это было ее утешение, ее жизнь, и она была счастлива иметь возможность участвовать в службе хотя бы таким образом. Поэтому и трансляции в интернете тоже, наверное, могут кому-то помочь.
— Следующий вопрос задает Елена: «Правда ли, что развитие социальных сетей повлияло на то, что люди стали меньше посещать храмы? Возможно ли приобщение к вере с помощью цифровой среды?».
— По моим наблюдениям, людей в храмах меньше не становится. Даже наоборот: у нас становится больше и приходов, и прихожан. Конечно, то взрывное наполнение храмов, которое было в 1990-е годы, уже закончилось. Это естественный процесс. Но все равно люди приходят в Церковь, и их достаточно много.
Возможно ли приобщение к вере через интернет? Да, возможно. Я сам знаю людей, которые заинтересовались верой, общением с духовенством, начали читать книги в интернете и потом пришли в Церковь. Об этом я могу свидетельствовать.
— Как Вы считаете, Владыка, в современном мире может ли быть духовник «на расстоянии», общение с которым, например, можно поддерживать через социальные сети и скайп? Или надо искать в своем городе?
— Не обязательно в своем городе. Духовник может быть и в другом месте — скажем, в монастыре, где-то еще. Но общение с ним не должно переходить в соцсети. Даже если мы научились ими пользоваться с пользой для души, все равно основное общение — это общение личное. Пока я с трудом представляю себе монастырских духовников, общающихся посредством скайпа. Но, может быть, лет через 10-15 это будет естественно.
Если в соцсетях есть священнослужитель, который смог ответить на Ваши вопросы, подсказать что-то — замечательно! Пользуйтесь его советами. Но духовник — это все-таки священник, перед которым мы лично исповедуем свои грехи, у кого испрашиваем советов, касающихся духовной жизни. То же самое с богослужением. Как бы ни были хороши записи самых замечательных служб, песнопений, проповедей, всё равно, если есть возможность, надо самому приходить в храм.
— Существуют ли правила поведения духовенства, да и любого православного христианина в социальных сетях? Где, по Вашему мнению, должны проходить границы свободы слова в интернете?
— Особых правил поведения нет, есть некие рекомендации, достаточно общие. Для священника, как и для любого человека, есть опасность — утонуть в этом море, великом и пространном, где, как известно, «гади им же несть числа». Вторая опасность, именно для духовенства, — забыть, кто ты и что ты здесь делаешь, превратиться из священнослужителя просто в обычного пользователя соцсетей. Это, конечно, очень плохо.
Границами свободы слова в интернете для нормального человека должны быть общепринятые морально-нравственные нормы. Думаю, это те же самые границы, которые существуют и в обыденной жизни.
— В заключение наши читатели просят Вас дать совет: как бороться с интернет-зависимостью, если понимаешь, что проводишь в интернете гораздо больше времени, чем нужно?
— В одной из глав своей книги преподобный Иоанн Лествичник, начиная разговор о борьбе с очередной страстью, признается: собираясь мудрствовать против этой страсти, я больше, чем когда бы то ни было, собираюсь мудрствовать против самого себя. Да, я тоже пользуюсь соцсетями, тоже достаточно много провожу времени в интернете и ловлю себя на том, что, наверное, этого времени стало уже слишком много. Но, как и с любой привычкой, надо с этим бороться, ограничивать самого себя. Другого пути нет. Я был недавно в одном монастыре. Там нет связи — вообще нет, никакой. Не работают ни мобильный телефон, ни интернет. Сутки без всего этого — сначала непривычно, а потом просто прекрасно. Надо самому почаще откладывать все это и останавливаться в своем беге.
Газета «Православная вера» № 02 (646)