Сквозь напряжение и усталость Страстной седмицы пробивается, как зеленый росток сквозь иссохшую каменистую почву, предчувствие радости Светлого Христова Воскресения. Отчего на ночной пасхальной службе охватывает нас душевное ликование? А что если не охватывает? О том, что мешает пережить радость Пасхи, а отчего она, напротив, бывает сильной и долгой, мы беседуем с настоятелем храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Саратова протоиереем Вячеславом Казанцевым.
— Начнем с довольно общего вопроса, но без него не обойтись. Что такое Воскресение Христово для верующих людей?
— Прежде всего это начало совершенно другой эпохи для человечества. Как говорил апостол Павел, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17). Это величайшее событие, завершившее собой искупление Господом падшего мира. Это великое торжество любви, потому что Он Себя как Любовь распял для человечества. И этот дар любви преподан нам в Евангелии.
Святая Пасха — это праздник истины, в которой мы должны утверждаться. Многим из нас знаком труд дачника: как нужно неусыпно следить, соблюдать все правила, прилагать усилия, чтобы за определенный срок из семян вырастить рассаду, а затем — плодоносящие растения. Так и Господь дает нам Святую Четыредесятницу, чтобы мы за это время в своих трудах, в своем смирении получили плоды воскресения своей души. И в этом смысле пасхальная радость сродни радости земледельца — так устроен наш мир, что в нем без труда и радости истинной не бывает. Когда мы стараемся уклониться от суеты, от различных увеселений, сокровенно помолиться Богу, увидеть свою немощь душевную и постараться через молитву мир в душе приобрести, тогда потихоньку и совершается воскрешение души — главное священнодействие в каждом из нас.
— Получается, если человек приходит на пасхальное богослужение, и его не переполняет радость — значит, он как-то неправильно прожил пост?
— Здесь всё тоньше. Неправильно думать, что мы испытываем это чувство именно благодаря каким-то нашим достижениям. Как бы человек ни трудился, всё это ничтожно в сравнении с Самим Богом, с великой Его любовью. Господь дает нам всё по Своему милосердию. И вот насколько мы открываем свою душу, свое сердце Богу, насколько мы прилагаем к этому труды — а открытие своей души и чувств есть тоже труд, — настолько мы и наполняемся радостью и любовью.
Человек перед Господом — как ребенок. Родитель говорит ему: «Дай мне ручку, пойдем». И если ребенок доверяет и дает руку, тот ведет его — может быть, и не по ровной дороге, но всегда оберегает и поддерживает. Если мы доверимся Богу и пойдем за Ним, то увидим, что весь мир наполнен любовью; соединяясь со Христом, мы соединяемся с ней, и нам даются божественные силы.
— А что еще, кроме недоверия, мешает испытать радость Воскресения?
— Лень. Поскольку где лень — там лукавство, где лень — там самооправдание. А где лукавство — там нет правды Божией, потому что царь лжи — диавол; где самооправдание — там нет места всепрощающей Божией любви, она не может там проявиться.
— А если человек стоит на службе и вроде бы радуется… но тому, что пост наконец закончился, что совсем скоро он сядет за праздничный стол, что его ждут какие-то развлечения, на время поста отложенные. За такие мысли нужно себя укорить или и такая радость не греховна?
— На службе вообще не надо заниматься всеми этими размышлениями — на службе надо молиться. Если еще идет Литургия, а мы уже мысленно сидим за столом, то мы от нетерпения срываем недозрелый плод — и вкус у него не тот. Сначала нужно Пасху встретить, проникнуться ей, а потом уже отдыхать телесно.
— Если как-то попытаться описать чувство пасхальной радости людям, которые его никогда не испытывали, что можно сказать, какое оно?
— Оно у каждого будет свое. Мы открываем душу для Бога и не знаем, чем именно Он ее наполнит. Иногда также спрашивают: «Как понять, что я ощутил благодать?». Мне запомнился ответ на эту тему протоиерея Димитрия Смирнова, он сказал примерно так: представьте, что вы слушаете Моцарта; у каждого свои эмоции, свои ассоциации, свои сокровенные воспоминания — а чувство прекрасного будет общим. То же и с переживанием Пасхи. Нужно сделать шаг навстречу Богу — и каждый получит какое-то утешение, что-то обязательно коснется струн души, и человек выйдет из храма обновленным.
— Бывает, что человек, особенно если он трудится в храме, так устает за Страстную седмицу, что на ночной пасхальной службе никак не может сосредоточиться. И даже горечь какая-то возникает: вот пришли другие люди, отдохнувшие, и им есть куда эту радость вместить…
— Любой труд, любое послушание, если оно правильно исполняется и воспринимается, дает человеку радость, а не опустошение, как бы он ни устал. Дает ощущение, что мы сделали какое-то маленькое, но усилие над собой ради ближних, преодолели какой-то барьер, и от этого нам легко. Когда мы получаем плод в своем делании, этому всегда сопутствует хорошее чувство. А если нехорошее — значит, нет плода, значит, что-то не так.
— Если человек стоит на пасхальной службе, и его что-то сильно печалит — например, он недавно потерял близкого или у него сложная жизненная ситуация, и это ему не дает почувствовать Пасху, как ему себе помочь?
— Сказать себе, что смерти нет, Христос ее победил. Сказать себе, что Господь неизмеримо больше нас испытал и пострадал — и что такое все наши временные трудности перед этой великой Жертвой… Вспомнить, что все мы призваны наследовать Царство Небесное, где не будет ни болезни, ни печали. И постараться после этого оставить свои горестные думы и погрузиться в богослужение.
— Как, вернувшись после ночной пасхальной службы к обычным делам, не утратить пасхального духовного настроя? Или хотя бы просто пасхального настроения…
— Ходить на богослужения. Еще целая неделя беспредельной пасхальной радости! Церковь будет постоянно напоминать нам о ней и крестными ходами, и перезвоном колоколов, и возгласами «Христос воскресе!», обновлять ее в нас. У нас ведь как бывает: не успеем праздник провести, как сразу впадаем в суету. А нужно постараться не суетиться — тогда и радость продлится. И с близкими постараться провести время — побыть с ними, поговорить тепло, это тоже продлевает радость.
— А возможно ли испытывать эту радость всегда, всю жизнь?
— Мы знаем великих угодников Божиих, подвижников, в сердце которых эта радость была непрестанной. Пожалуй, самый известный и близкий нам такой святой — преподобный Серафим Саровский, который, как мы знаем, всех так и встречал: «Радость моя! Христос воскресе!». Мы можем говорить о том, что не достигли такого высокого духовного состояния, но всякий раз, сделав доброе дело, мы радуемся этому — и это тоже отблеск пасхальной радости. А это значит, что если наши обычные дела будут отвечать заповедям Господним, то в нашей жизни будет радости гораздо больше.
Газета «Православная вера» № 08 (628)