Должны ли православные отличаться одеждой от неправославных? Что делать с «двойным именем» у ребенка? Неправильно дали сдачу за свечным в храме – как поступить?… На эти и другие вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Как Вы относитесь к тому, что в Саратове многие уже давно воцерковленные православные прихожанки, в том числе известные сотрудницы епархии, ходят в нецеломудренной одежде, не отличаясь от неправославных? Оказываете ли Вы хотя бы умеренное действие на такие процессы в Саратовской митрополии? Вячеслав
Уважаемый Вячеслав! Я не совсем понимаю Вашу формулировку о «нецеломудренной одежде». Что Вы имеете в виду? Видимо, у Вас сложились свои, очень строгие, представления о православном «дресс-коде». Если Вы считаете, что «православные» должны обязательно отличаться своей одеждой от «неправославных», это не совсем верно. Во-первых, не все «неправославные» носят вызывающую, нецеломудренную одежду. Основная масса людей у нас все же одета вполне прилично. Кроме того, одежда, которую православные женщины (я так понимаю, речь идет именно о них) носят в храме, всё-таки отличается от той одежды, которую они носят на работе, где они проводят большую часть времени.
Честно говоря, я не вижу в этом проблемы, потому что ни разу не замечал на своих сотрудниках и сотрудницах каких-то вызывающих одежд. Если это будет, я, конечно, сделаю замечание.
Скажите, пожалуйста, как называется награда иерею, когда Литургия совершается с открытыми царскими вратами до «Святая святым»? Благочинный Ртищевского округа иерей Илия Астахов служит Божественную литургию таким «полуархиерейским чином» и всячески унижает прихожан вот уже 2 года. Убедительного ответа от епископа Балашовского и Ртищевского я не услышал, поэтому обращаюсь к Вам как к главе митрополии. Стены соборного храма Александра Невского г. Ртищево треснули насквозь, кровля ржавая, фасад обрушен. Когда и каким образом храм будут ремонтировать? Находиться в храме опасно, обрушения уже были. Заранее благодарен. Игорь
Уважаемый Игорь! Что касается состояния храма в городе Ртищево, эти вопросы нужно адресовать все же Епископу Балашовскому и Ртищевскому Тарасию. Со своей стороны, могу сказать, что проведение масштабных ремонтных работ требует больших средств, найти которые сегодня не так просто.
Что касается совершения Литургии с открытыми царскими вратами. Вы, наверное, просто не в курсе, что принятое недавно «Положение о благочиннических округах, входящих в состав епархий, и о благочинных» предписывает благочинным служить Литургию с открытыми царскими вратами. Поэтому никакого нарушения со стороны отца Илии Астахова здесь нет. Никаких свидетельств об «унижении» им прихожан Вы не представили.
Я поступил в одну из семинарий из другой епархии по рекомендации правящего архиерея. Должен ли я обязательно вернуться в свою епархию? Я не в сане еще, и по семейным обстоятельствам не могу вернуться в ту епархию. Как решить эту проблему? Максим
Уважаемый Максим! Согласно существующим правилам, Вы должны обязательно вернуться в свою епархию. Решить Вашу проблему можно таким образом. Пойдите на прием к архиерею, который дал Вам рекомендацию в семинарию, объясните ему Ваше желание во что бы то ни стало покинуть его епархию. Если он Вам благословит это (если в его епархии нет очень уж острой кадровой проблемы), – пожалуйста, переходите в ту епархию, которая Вам больше нравится. Думаю, каждый архиерей знает, что «невольник не богомольник», поэтому, вполне возможно, что он Вас отпустит.
Скоро лето! Все собираются в лагеря! В Саратове есть мусульманский лагерь, есть католический, есть даже у мормонов. А православные дети Саратова, у которых есть (был) свой любимый лагерь, куда поедут? Валентина
Уважаемая Валентина! Ситуация, которая сложилась с лагерем «Солнечный», вполне объективна, я неоднократно говорил об этом на всех уровнях и площадках.
К сожалению, нам пришлось приостановить деятельность православного детского оздоровительного лагеря «Солнечный», который работал в Саратовской епархии на протяжении десяти лет и принимал за сезон 350 детей со всей Саратовской области. Лагерь был передан епархии после нескольких десятилетий запустения в совершенно разрушенном и разграбленном состоянии и был восстановлен епархией практически из руин. Однако в связи с повышением требований Роспотребнадзора, МЧС и других контролирующих организаций и отсутствием средств, необходимых для приведения лагеря в соответствие с этими новыми требованиями, после окончания смены 2017 года лагерь был закрыт. Это большая потеря не только для епархии, но и для всей нашей области.
Епархия не в состоянии решить вопрос восстановления лагеря собственными силами. Мы неоднократно обращались за поддержкой этого уникального проекта к региональным органам власти. Но ситуация не меняется, и, наблюдая за экономическим положением нашей области, я пока далек от оптимизма.
8 лет назад у меня родился сын. По документам назвали Кириллом. А покрестить его я уговорила батюшку Николаем, в честь любимого своего святого Николая Чудотворца. При этом клятвенно пообещав батюшке изменить имя в документах. Ситуация сложилась так, что родные в большинстве были против смены имени, бывший муж, отец ребенка, тоже не уверена, что дал бы свое согласие. В общем, слово я не сдержала, и сын по документам остался Кирилл, а в крещении Николай. В грехе покаялась. Но на душе тяжесть осталась. Один батюшка сказал, что получается раздвоение имен, и нужно молиться за сына и причащать его с именем Кирилл. Другой батюшка благословил оставить все как есть. Сами мы за 8 лет привыкли молиться за него как за Николая, официальным именем в молитве и язык не поворачивается назвать. Сам сын знает и любит свое церковное имя, причащается с ним, любит своего святого. С удовольствием бы изменили имя ребенка в документах с Кирилла на Николая, но очень это проблематично для нас, и муж бывший согласия не даст. Хотелось бы все же прийти к какому-то единому верному решению, как быть. И возможно ли оставить сейчас уже все как есть, то есть в документах, в школе, быту и т.д. сын Кирилл, а в храме, в наших молитвах, при Причастии Николай? Знаю, что совершила тяжкий грех, очень раскаиваюсь. Прошу, посоветуйте, как быть. С уважением, Иулия
Уважаемая Юлия! Честно сказать, я не понимаю, зачем Вы сами все так запутали. Это Ваш сын, и когда ему выбирали имя, надо было сразу прийти к какому-то компромиссу, Ваше мнение как матери имело же при этом какой-то вес. Это не «тяжкий грех», а проблема, созданная буквально на пустом месте. Поэтому я не могу здесь ничего посоветовать — решать Вам. Или действительно поменять ребенку документы. Или, поскольку большинство родственников против, попросить священника прочитать соответствующую молитву из чина Крещения о наречении имени и таким образом воцерковить имя Кирилл. И дальше ребенок сможет участвовать в таинствах именно с этим именем, без ненужного и непонятного «раздвоения». Это не помешает вам любить и почитать святителя Николая.
Уважаемый Владыко! Прошу разрешить сомнение. Каждый из эпистатов исполнительного органа Афона имеет четвертую часть печати Священного Кинота. На печати изображение Богородицы. Края этих частей печати разделяют лик Богородицы на равные доли. Все ли известные отцы Церкви были согласны с использованием лика Богородицы в качестве интерфейса штампа и не считали ли они это неблагоговейным делом или даже, по обывательским представлениям, в какой-то мере надругательством? Является ли это вполне допустимым в настоящее время? Георгий
Уважаемый Георгий! Афон традиционно считается местом, где процветает благочестие и где по-особому трепетно относятся к Божией Матери, поэтому я ничего не могу ответить на Ваш вопрос. Если он так Вас волнует, Вы можете задать его напрямую Священному Киноту. С современными средствами связи это вполне можно сделать.
Здравствуйте, Владыка. Я учусь в СГУ. В минувшем семестре к нам приходил священник, представился отцом Кириллом. Рассказывал, что теория эволюции — это безосновательная ложь и своей популярностью обязана исключительно заговору в научных кругах. Хотелось бы узнать, это официальное мнение Церкви или частное мнение конкретного священника? Что вообще об этом говорит Церковь? Алена
Уважаемая Алена! Дело в том, что Церковь не занимается рецепцией тех или иных научных теорий. У нее другие задачи. Поэтому у Церкви нет официального мнения по поводу теории эволюции, теории Большого взрыва и прочего.
Отец Кирилл, как и любой человек, имеет полное право иметь ту или иную точку зрения. Сегодня в мире есть много авторитетных ученых, которые считают теорию эволюции Дарвина несостоятельной. Накопилось достаточно много материала, который прямо или косвенно это мнение подтверждает. Вы сами вполне можете с этой аргументацией познакомиться и выбрать позицию, которую считаете более убедительной.
У моей подруги случилось горе: сын покончил с собой. На следующий день после похорон мы приезжали на новое Елшанское кладбище, заходили в храм за помощью и консультацией. Там была женщина, которая рассказала, как и что. Подруга приобрела в храме лампадки, свечи, масло, книжечку молитв о самоубиенном на сумму 1390 руб. С 1500 не было сдачи, попросили поискать без сдачи. Подруга, и так убитая горем, достала купюру голубого цвета (я лично еще не изучила купюры по 200 и по 2000 руб.) и еще мелочь. Женщина отдала назад от первой суммы 500 руб., остальные ссыпала в кассу. Потом, уже в городе, в магазине на кассе я увидела купюру достоинством в 200 руб., она оказалась зеленого цвета. Поэтому вывод — в церкви моя подруга отдала за приобретенный товар 3190 руб. Я, конечно, понимаю, за самоубиенных надо подавать милостыню и делать добро. Но когда женщина в храме, ясно, наверное, видевшая, что сумма намного превышала стоимость товара, молча ссыпала деньги, приняв за подаяние… Мне кажется, это бессовестно и не по-Божески, тем более в храме. Нина
Уважаемая Нина! Любой человек может ошибиться. Тем более, запутаться с новыми купюрами. Вполне возможно, что и работник лавки просто их перепутал.
Я понимаю Вашу обиду и возмущение и искренне сочувствую горю Вашей подруги. Но хотел бы напомнить хорошее евангельское правило: если что-то случилось в общении с другим человеком, если, как Вам кажется, он совершил что-то недолжное — не надо обижаться и дуться молча и, тем более, делать выводы и обобщения относительно его намерений. Надо просто подойти и объясниться. В Вашем случае нужно было вернуться в храм и сказать: «Произошла ошибка, Вы дали нам сдачу меньше, чем нужно».
Действительно, часто люди, придя в храм и оплачивая что-то за свечным ящиком, не берут сдачу, кладут ее в кружку или просят человека, стоящего за ящиком, поставить свечку, когда начнется служба, и так далее. Поэтому сотрудница храма могла так поступить совершенно без злого умысла. Тем не менее, я приношу Вам свои извинения.
Рубрика «Вопросы Архиерею»