2 июля по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре г. Санкт-Петербурга начал работу круглый стол на тему «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты», в котором приняли участие наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова игумен Макарий (Зорин) и насельник монастыря иеродиакон Харлампий (Ляшек).
Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор в своем выступлении на тему «Послушание как фундамент духовного возрастания и приобретения других добродетелей» обратил внимание собравшихся на то, что духовные истины, которым учит Церковное Предание, должны являться для нас не столько теоретическим знанием, сколько тем необходимым опытом, которым мы должны жить и который должны изучать в реалиях современности.
Доверию и любви как основам духовного руководства было посвящено выступление Епископа Касимовского и Сасовского Дионисия. Тема «Послушание как основа взаимоотношений послушника и духовного отца», по мнению Владыки Дионисия, всегда порождает много вопросов: «Как выбрать духовного наставника?», «Как относиться к его немощам?», «Может ли духовник ошибиться и может ли это принести вред послушнику?». Размышления и советы, касающиеся этих проблем, есть у святых отцов Церкви и современных подвижников. Обязательно должен знать ответы на эти вопросы и игумен, осознавая, что руководство монастырем не может ограничиваться только заботой о внешнем благосостоянии братии.
Наместник Свято-Косьминской пустыни Екатеринбургской епархии игумен Петр (Мажетов) в докладе «Подчинение, повиновение, послушание — «что есть что» и что должно быть в монашеском братстве», посвященном побудительным причинам послушания, в частности, предложил взглянуть на послушание как на целеустремленность, духовное дерзновение. Послушание — это наука, позволяющая монаху держаться конкретной жизненной цели, теряя которую инок перестает слышать сердечный зов Спасителя: «Гряди по Мне». У человека всегда есть свое мнение, и если он понимает послушание как подавление собственной воли, то ничего, кроме уныния, это занятие ему не принесет. Вялость и уныние как проявления подавленности духа очень опасны для монаха, который призван благоговеть перед Тем, Кому служит.
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в своем выступлении на тему «Добродетель послушания и стяжание внутренней молитвы» отметил желание псевдостарцев подавлять критическое мышление своих учеников. Владыка напомнил, что исключительной и недоступной для рассуждения личность учителя делается в сектах, в том числе и псевдоправославных. В отношениях духовника и новоначального монаха послушание последнего возможно только в той мере, в какой он видит и воспринимает опыт послушания своего духовного наставника Господу и Спасителю Христу. Послушание, как и навык молитвы, лучше всего передается не поучением, а собственным примером.
Настоятельница Казанского женского монастыря г. Калуги игумения Анастасия (Мордмиллович) в докладе «Послушание — основной монашеский обет» подчеркнула, что послушание есть не что иное, как закон жизни человека, с помощью которого он должен воплотить Божий замысел о нем.
Во второй части работы круглого стола, на секции «Что такое жизнь в послушании (на примерах житий святых и подвижников благочестия XX века, а также личного общения с духовно опытными наставниками)» докладчики поделились воспоминаниями из своей жизни, а также рассказали присутствующим о подвижниках благочестия, память о которых хранят представляемые ими обители.
По окончании заседаний для участников мероприятия была организована поездка в Кронштадт и посещение мемориальной квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского.
3 июля круглый стол продолжил свою работу. Монашествующие обсудили вопросы созидания жизни братства в духе послушания и приняли участие в дискуссии «Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении».
Кроме участия в круглом столе, саратовские делегаты посетили Казанский собор и Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру, поклонились мощам блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище и мощам св. праведного Иоанна Кронштадского в женском монастыре преподобного Иоанна Рыльского, побывали в Вырице у мощей преподобного Серафима Вырицкого, в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни, где долгое время был настоятелем святитель Игнатий (Брянчанинов), в Кронштадтском Морском соборе и на квартире святого праведного Иоанна Кронштадтского.
30 июня, в субботу, игумен Макарий вместе с иеродиаконом Харалампием приняли участие во Всенощном бдении на подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге, а на следующий день, в воскресенье, приняли участие в Божественной литургии в Исаакиевском соборе.