Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В эту святую рождественскую ночь наши сердца устремлены к величайшей тайне Боговоплощения. «На плещах носимый херувимских, Бог Слово, плоти по Ипостаси соединився, во всенепорочное чрево вселися, и бысть Человек» [1]. Само Божество, по слову святоотеческому, заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа стала способной к обожению. Для всего человечества — падшего, живущего во мраке греховном — воссиял дивный свет из глубины вифлеемской пещеры. Ибо явился на землю кроткий и смиренный сердцем Господь наш, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную [2].
Но почему, только родившись, Он сразу стал преследуемым, беженцем? Евангелие от Матфея сообщает нам, что царь Ирод, страшась за собственную власть, искал Младенца, чтобы погубить Его; и Богомладенец претерпел тяготы странствия, когда Его Пречистая Матерь и праведный Иосиф вместе с Ним скрывались в Египте. Для чего это было? Для чего ждали Богочеловека неправый суд, истязания и жесточайшая казнь? Почему наше спасение совершалось такой страшной ценой? Ищет ответа на эти вопросы верующее сердце и находит в той мере, в которой способно вместить. Но совершенно очевидно одно: мир, в котором родился Христос, мало отличается от мира, в котором живем сегодня мы. И поныне в мире кипят те же человеческие страсти, идет борьба за власть, за умы, за сердца людей. И рушатся города, и льется кровь, и, как кажется внешне, — торжествует зло. За две тысячи лет, в течение которых человечество знает Христа, из мира не ушло насилие, его не покинули жестокость и несправедливость. И человеку с живым сердцем в этом мире по-прежнему больно и неуютно: его душа скорбит и ужасается происходящему вокруг. Но мы, христиане, знаем: с нами Бог, Который пришел в этот мир беззащитным Младенцем, Который скорбел, видя страдания людей, и приходил им на помощь, исцеляя больных и воскрешая умерших. Он по-прежнему сострадает нам; Он любит нас так, как мы сами не можем любить себя. С нами Победитель смерти и ада. И мы, как писал святитель Иоанн Златоуст, «по плоти, которую Христос принял, родные Ему».
Наступивший год, дорогие братья и сестры,— это год, когда всем нам, нашему обществу, необходимо осознать уроки столетия. Столетия, прошедшего с 1917 года — с начала тех страшных для русского народа испытаний, последствия которых мы ощущаем и по сей день. Да, оценки произошедшего могут быть разными, но одно мы можем сказать твердо: причиной русской катастрофы в ХХ веке стало отступление народа от Божиих заповедей, от христианских ценностей, пренебрежение церковной жизнью, теплохладность одних, исповедовавших веру лишь внешне, и полное отрицание веры другими, которые в конечном итоге и захватили власть. И только возвращение к евангельским ценностям, к полноценной церковной жизни, к христианскому внутреннему труду может существенно изменить наше общее бытие, дать России достойное будущее.
В минувшем году месяцеслов Русской Православной Церкви и Собор Саратовских святых пополнился еще одним именем — был прославлен в лике святых священномученик Владимир Пиксанов, убитый красноармейцами в 1918 году. Обычный, незнаменитый сельский священник, немало потрудившийся на ниве народного просвещения, он был одним из тех людей, благодаря которым богоборцы так и не смогли изгнать с Русской земли православную веру. Живые примеры исповедничества, мужественного следования по крестному пути за Самим Христом, радостной готовности пострадать и умереть за Него были перед глазами нашего народа, и кровь мучеников снова стала семенем христианства, как в первые его века.
Почитание памяти мучеников недавнего безбожного века – это не только восстановление исторической справедливости, и не только в том оно заключается, что мы совершаем службу им и пишем их иконы. Почитание новомучеников должно выражаться в нашем стремлении стать подлинными – не номинальными – христианами, верными детьми Церкви, живыми, действующими ее членами. Мы должны быть православными не только по факту крещения, не только потому, что мы время от времени бываем в храме и следуем некоторым традициям, но по образу жизни, по любви нашей к Богу и ближним. И если мы действительно хотим и стремимся стать такими, то у нас будет и всё остальное: и восстановление старинных храмов, и строительство новых, и укрепление приходских общин, и развитие церковного образования, и дела милосердия. И дети наши возрастут людьми, за которых нам не будет стыдно перед Богом.
В конце минувшего года мы освятили первый в Саратове храм, построенный по программе «Двадцать новых храмов Саратова»,— в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Заводском районе. Каждый новый храм, в котором совершается Божественная литургия,— свидетельство милости Божией к нам, Его ответа на наше стремление к Нему. Храмы восстанавливаются или заново строятся там, где богослужения не было многие десятилетия — в селах, в отдаленных уголках нашей епархии; там, где этого по-настоящему хотят и об этом молятся их будущие прихожане. И это то дерзновение и та молитва, которые угодны Богу.
Рождественские дни должны стать для нас не только временем утешения и празднования, но и временем деятельным. В нашем участии нуждается множество людей страдающих — это и дети-сироты, и больные, и одинокие старики, и заключенные. Призываю вас помочь им разделить с нами радость о родившемся Христе. И очень важно, конечно, не забыть в эти дни наших близких, дать им максимум тепла, внимания и заботы.
Мир вам и Божие благословение.
[1] Стихира предпразднства Рождества Христова, в Неделю святых отец.
[2] Ин. 3, 15.
Рождество Христово 2016/2017, г. Саратов