9 декабря в зале собраний Покровского храма Саратова состоялась встреча прихожан саратовских храмов с гостем епархии — председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиереем Димитрием Смирновым. Отец Димитрий прибыл в Саратов накануне для участия Межрегиональных образовательных Пименовских чтениях. На встрече присутствовал Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Открыл беседу вопрос о ювенальной юстиции. Отец Димитрий пояснил, что первоначально ювенальная юстиция была призвана облегчить участь детей и подростков, совершивших преступление, и помочь им внутренне сохраниться. Но ныне внедряемая в России система ювенальной юстиции несет иной, отличный от первоначального, замысел. Нынешняя версия не созидает, а разрушает семьи, потому что позволяет трактовать закон двояко. В результате вместо того, чтобы помогать детям, их могут напрасно и очень жесткого отнимать у родителей. Отец Димитрий рассказал и о других последствиях ювенальной юстиции.
Следующей обширной темой беседы стала проблема детских домов, усыновления и оформления опеки. Главное, по замечанию священнослужителя — это живой, не механистический, жертвенный подход к воспитанию детей. Ребенка своего или приемного получится воспитать тогда, когда родители будут, действительно, трудиться, а не делегировать свое чадо и ответственность за него школе и учреждениям дополнительного образования. На вопрос о том, почему священник Иоанн Крестьянскин не благословлял усыновлять детей, отец Димитрий заметил, что совет этот касался частного случая, когда стремление усыновить было продиктовано страхом одиночества, а не желанием отдать ребенку свою любовь и заботу.
Были заданы также и вопросы об отношении Церкви к абортам. Отец Димитрий отметил, что аборт — это в любом случае убийство. Он также отметил, что врачи, говорящие о патологии плода, очень часто ошибаются, но убивать нерожденного ребенка, пусть и уже больного, по мнению священника, это тоже что расстрелять идущего по улице инвалида.
Отвечая на вопрос об отношении Церкви к искусственному оплодотворению, председатель Патриаршей комиссии рассказал о существовании нескольких медицинских способов такого оплодотворения, подчеркнув, что только один из них, инсеминация, не предполагает убийства эмбрионов. Однако, по замечанию отца Димитрия, само желание «во что бы то ни стало» — родить ребенка — не естественно для христианина.
Прихожан также интересовало впечатление отца Димитрия от общения с известными людьми. Рассказывая об одной из таких встреч, отец Димитрий отметил характерную душевную особенность многих успешных, но отрицающих Бога людей — это страх смерти, и гордость, не дающая этот страх победить и саму мысль о неизбежности собственной смерти признать.
Было задано немало вопросов о духовной жизни. Отец Димитрий напомнил, что спасает человека от греха, созидает человека только Христос и надо стремиться жить богоугодной жизнью. Он также отметил, что важны не сами слова молитвы, их механическое повторение, а уяснение их смысла и его сердечное постижение.
Отвечая на вопрос о христианской любви и различных ее проявлениях, отец Димитрий пояснил, что христианская любовь — это способность за другого человека отдать всю свою кровь — до капли, всю жизнь, всю душу. Любовь между супругами отличается еще и тем, что предполагает также естественную телесную составляющую. Священник отметил, что возможно и иное проявление любви — это всецелая посвященность Богу — так стремятся любить Господа монашествующие.