Прошел Межрегиональный научно-образовательный форум «Наследие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и духовно-нравственная культура народов России: прошлое, настоящее, будущее»

23 мая в Историческом парке «Россия – моя история» прошел Межрегиональный научно-образовательный форум «Наследие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и духовно-нравственная культура народов России: прошлое, настоящее, будущее».

Участниками форума, организованного в рамках Дней славянской письменности и культуры, стали клирики и прихожане храмов епархии, учителя школ, представители научного сообщества, общественных организаций, преподаватели и учащиеся саратовских вузов.

Открыл заседание ректор Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Сергий Штурбабин. Он зачитал приветственное слово митрополита Саратовского и Вольского Игнатия, адресованное участникам и гостям форума:

«Дорогие братья и сестры!

Уважаемые участники межрегионального форума!

Христос воскресе!

Господь в Евангелии говорит Своим ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам (Мф. 28, 19-20). Эти слова Спасителя обращены ко всем чадам Церкви всех времен. И взирая сегодня на подвиг тех, благодаря кому наша родина имеет такое богатое духовно-нравственное наследие, мы должны оставаться им благодарными и свидетельствовать об этой благодарности делом.

Обращаясь перед кончиной к святому Мефодию, святой Кирилл сказал: «Брат мой, мы с тобой были как дружная пара волов, возделывающих одну ниву; и вот я падаю на борозде, рано окончив день свой. Знаю, что ты любишь уединение на горе Олимп; но умоляю тебя, не оставляй дела нашего; ты им угодишь Богу». Каждый из нас на своем месте должен свидетельствовать о Христе и Его Царстве, трудиться на той ниве, которую начали возделывать святые равноапостольные братья, а продолжили — многие миссионеры нашего Отечества, от святого равноапостольного князя Владимира до наших дней.

Обращаясь сегодня к примеру этих многих и великих подвижников, мы не можем быть не утешены в своих трудах — ведь мы видим, как Бог преумножил то, над чем трудились равноапостольные братья. Однако нужно помнить и понимать, что та христианская культура, которую преподали нашим предкам святые Кирилл и Мефодий, имеет основанием и твердыней своей богослужение. И развиваться наша культура может только в единстве с тем Священным Преданием и опытом, которые Церковь накапливала на протяжении многих веков. Только будучи питаема христианскими ценностями, наша культура может оставаться самобытной и давать мощный импульс к развитию той цивилизации, наследниками которой мы с вами являемся.

Наша миссия сегодня должна быть прежде всего к тем, кто не слышал Слово Божие, к тем, кто слышал и не понял. Задача наша в соработничестве со Святым Духом помогать людям не просто слышать, но усваивать Божие слово, чтобы, по мысли святителя Иоанна Златоуста, Священное Писание, данное нам, мы имели не только в книгах, но и запечатлевали его в наших сердцах.

Всем участникам торжеств желаю плодотворной работы, духовного обогащения и молитвенного заступничества святых просветителей славян».

Затем отец Сергий сообщил о мероприятиях, из которых состоит празднование Дней славянской письменности и культуры в этом году, и пожелал участникам плодотворной работы.

После этого к собравшимся обратился министр по делам территориальных образований Саратовской области Сергей Юрьевич Зюзин. Он зачитал приветствие, направленное в адрес участников форума губернатором Саратовской области Романом Викторовичем Бусаргиным, в котором, в частности, говорится: «Мы вспоминаем великих просветителей Кирилла и Мефодия, которые заложили основы духовных связей между славянскими народами. Создание славянской азбуки сыграло решающую роль в становлении национальной культуры. Появление письменности и стремление народов к единению сделало русский язык основой для общения многих наций и народностей, основой нашего самоопределения. Как сказал Патриарх Кирилл, мы обязаны быть сильными, способными отстаивать свой духовный и культурный суверенитет. Сегодня наши бойцы защищают жителей Донбасса, для которых русский язык такой же родной. Мы выросли на одних и тех же книгах, традициях. У нас общее прошлое и общее будущее. В том и величие России, что во все времена наш народ боролся за незыблемые ценности, протягивал руку помощи, проявлял героизм. День славянской письменности и культуры символизирует бережное отношение к духовному наследию России. Наша общая цель — сделать всё для дальнейшего созидания и поддержания стабильности многонационального общества».

Сергей Юрьевич добавил, что проведение данного форума, который проходит при поддержке Правительства Саратовской области и Федерального агентства по делам национальностей, в Дни славянской письменности и культуры стало уже доброй традицией, и сегодня его проведение актуально как никогда, потому что именно сейчас российское общество столкнулось с тем, что традиционные христианские ценности подвергаются сомнению.

Свое приветствие участникам форума направила и глава города Саратова Лада Михайловна Мокроусова. «Дни славянской письменности и культуры – это торжество русского языка, которое было бы невозможно без святых Кирилла и Мефодия. Они благородно несли просвещение в народ, именно им мы обязаны изобретением кириллицы, которая стала основой нашей современной филологии. Сегодня мы вспоминаем об истоках нашей духовности в исторической связи всех славянских народов, о роли письменности для всего общества», – отметила Лада Михайловна в своем обращении.

Далее с приветственным словом выступил ректор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Алексей Николаевич Чумаченко. Он подчеркнул, как важно оставаться приверженными русской духовной традиции, отечественной культуре, ее религиозным и нравственным ценностям. Необходимо сохранять живую, действующую традицию, чтобы передать ее следующим поколениям, и не допускать, чтобы деструктивные процессы, происходящие сегодня в мире, завладели нашим Отечеством, разрушили его изнутри.

Затем к собравшимся обратился директор Исторического парка «Россия — моя история» в Саратове Дмитрий Александрович Кубанкин. Он отметил, что славянская письменность – это огромная часть нашей истории, в которой мы себя осознаём. Это история нашего государства, история каждого из нас, и необходимо изучать исторические корни, знакомиться с философскими аспектами этого вопроса.

Участников форума также поприветствовала депутат Саратовской областной думы Юлия Михайловна Литневская. Она обратилась к слушателям не только от имени депутатского корпуса региона, но и от лица общероссийской организации «Союз женщин России», председателем регионального отделения которой является. В своем выступлении депутат отметила, что народ, культуру которого создали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий,– это народ гуманный и милосердный. Вечные нравственные и философские ценности и истины, которые мы имеем возможность постигать, в том числе благодаря создателям богослужения на славянском языке и создателям азбуки Кириллу и Мефодию,– это те истоки, в которых наш народ всегда черпал вдохновение и возможность противостоять тем угрозам, которые во все времена грозили России. Дни славянской письменности объединяют и духовенство, и научное сообщество, и молодёжь. Всё то, что заложено в названии форума, в наши дни обретает особое звучание.

Профессор кафедры теоретической и социальной философии СГУ имени Н.Г. Чернышевского, доктор философских наук Михаил Александрович Богатов представил на форуме свой доклад «Культурная тяжба за мир: две тенденции в “политиках памяти”». В докладе были рассмотрены две тенденции в современных способах обращения с прошлым: «культура отмены», движимая задачей сужения присутствия в мире былого, а также противостоящая ей (и не имеющая именования) тенденция сопротивления заведомому сужению мира; проанализированы базовые идеологемы «культуры отмены», а также альтернативные способы обращения с культурным наследием прошлого и настоящего.

Руководитель научно-методического центра по миссии и катехизации (г. Москва) Кирилл Анатольевич Мозгов посвятил свой доклад теме «»Катехизис, или первоначальное наставление в Христианском законе»» митрополита Платона (Левшина) в контексте русской катехизической литературы». Докладчик рассмотрел наименее исследованный труд митрополита Платона – «Катехизис, или первоначальное наставление в Христианском законе» – в контексте огласительной традиции Русской Церкви. В отличие от более известного догматического катехизиса – «Православного учения, или сокращенного христианского Богословия», использованного позже митрополитом Филаретом (Дроздовым) при составлении своего «Пространного христианского катехизиса Православной Кафолической Восточной церкви», этот текст дает более редкий пример катехизиса огласительного. Характерными особенностями данного катехизиса стали последовательное рассмотрение автором основных вероучительных вопросов, а также живое обращение к реальным слушателям и нравственный призыв во второй части каждой беседы, после изложения православного вероучения в первой части. Митрополит Платон, в соответствии с древней огласительной традицией, ставит особенный акцент на необходимость покаяния, а среди таинств наиболее подробно разбирает крещение и Евхаристию.

С докладом на тему «Проблемы создания в вузах Российской Федерации образовательных программ, связанных с формированием мировоззрения студентов» выступил заместитель декана по учебной работе, доцент кафедры истории и теории политики ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова», кандидат философских наук (г. Москва) Даниил Александрович Аникин.

Член комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии протоиерей Михаил Воробьев обратился к слушателям с докладом «Христианский гуманизм в литературе русского Возрождения». В докладе отмечается, что Русское Возрождение, как и европейский Ренессанс имеют один источник – культуру Византии периода династии Палеологов. В эпоху правления Палеологов (середина XIII – середина XV столетий) обозначился интерес к античности и эллинизму. В то же время в развитии исихазма проявилось личностное начало в исповедании христианской веры. Эти два аспекта палеологовского Ренессанса стали почвой для полемики о природе Фаворского света, следствием которого стало размежевание сторонников святителя Григория Паламы и его главного противника Варлаама Калабрийского. Идеи Варлаама составили идейную базу европейского Ренессанса, в то время как исихазм стал духовной основой Русского Возрождения. Водораздел между этими культурными явлениями проходит по линии гуманизма, который в европейской культуре становится полностью секулярным, оправдывая человека в его наличном духовном состоянии. Отец Михаил сделал вывод о том, что христианский гуманизм, отчетливо проявившийся в культуре Русского Возрождения, оправдывает человека лишь в проективном направлении духовного преображения, аскетического подвига и нравственного усовершенствования.

Доклад секретаря комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии иерея Максима Плякина носил название «От Рима до Киева: святые Кирилл, Мефодий и Климент, папа Римский» и был посвящён значению, которое имело для славянской миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия почитание раннехристианского мученика — святого Климента, Папы Римского. Также отец Максим познакомил слушателей с историей обретения мощей священномученика Климента при участии «солунских братьев», состоявшегося в Херсонесе Таврическом зимой 860/861 гг., а также перенесения обретённых мощей святого Климента частью в Рим равноапостольными славянскими просветителями, частью – в Киев равноапостольным князем Владимиром, где священномученик Климент начал почитаться как святой покровитель города Киева и, шире, всей Русской земли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *