Святыни Саратовской епархии: икона равноапостольного князя Владимира

В июле 1888 года, к 900летию Крещения Руси, преосвященный Павел (Вильчинский), епископ Саратовский и Царицынский, освятил в Саратове новый храм — во имя крестителя Руси, святого равноапостольного великого князя Владимира.

Разрушенный Княже-Владимирский храмПостроили храм на средства, собранные горожанами, по проекту видного и немало потрудившегося в Саратове архитектора Алексея Салько. Популярный в те годы новый русский стиль создавал ощущение богатырского величия. Храм стоял на Полтавской площади — сейчас на ее месте Детский парк, а конкретно на месте храма — стадион. Увы, в 30‑х годах ХХ века Владимирский храм был разобран, как многие другие церкви нашего города.

Ныне действующий Княже-Владимирский храм был освящен на Светлой седмице 2010 года — Епископом (ныне Митрополитом) Саратовским и Вольским Лонгином. Сегодня одна из святынь этого храма — старинная икона святого князя Владимира.

Точную дату ее написания установить невозможно, но, вероятно, это конец XIX — начало XX века. Предполагается, что икона была написана профессиональным иконописцем в одной из известных — не периферийных — иконописных мастерских. Образ пребывал в одной из сельских церквей — возможно, Вольского или Хвалынского района, потом долго хранился в ненадлежащих условиях и сильно пострадал. Наконец его продали в частную коллекцию, а у коллекционера эту икону приобрел для Владимирского храма тогдашний его настоятель иерей Михаил Богатырев — конечно, на средства благотворителей.

Святой равноапостольный князь Владимир родился в 963 году; он был сыном князя Святослава и внуком святой равноапостольной княгини Ольги — первой христианки на языческой еще Руси. Матерью Владимира (Володимира) была Малуша — дочь Мала, князя древлян, славянского племени, побежденного воинственной Ольгой.

Получив от своего отца, князя Святослава, во владение Новгород, Владимир обрел смертельного врага в лице своего брата Ярополка, княжившего в Киеве. Война между братьями была длительной, очень жестокой, она закончилась победой Владимира и убийством Ярополка, после чего Владимир сел в Киеве. Он практически непрерывно вел войны, прирезая к своему княжеству все новые территории, подчиняя себе соседние народы, защищая свои рубежи. Это была вполне нормальная для тех времен политика главы государства, и жестокость Владимира тоже никого тогда не удивляла и не выделяла его из ряда других князей. Не только после, но и до принятия христианства Владимир был, безусловно, выдающимся правителем Киевской Руси.

Современный Княже-Владимирский храмЯзычник Владимир враждебно относился к христианству, и образ жизни его был вполне языческим — пять жен (в их числе и насильно взятая в жены жена убитого Ярополка) и много наложниц. С целью объединения славянских земель Владимир реформировал языческий культ, «отменил» мелких племенных божков и установил на высокой горе над Днепром изваяния Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Перед ними совершались жертвоприношения, в том числе и человеческие.

Но автор «Повести временных лет» свидетельствует о том, что князю не были чужды иные помыслы, иные духовные искания. В 80‑х годах Х века к киевскому князю зачастили послы разных народов с предложениями принять ту или иную веру. Но Владимир прогнал всех, кроме неизвестного греческого философа, рассказ которого о Христе, о Священном Писании, о Страшном Суде, об аде и рае произвел на князя сильное впечатление — после чего Владимир и отправил своих людей в Константинополь, где они были потрясены неотмирной красотой богослужения в храме святой Софии. Их рассказ приблизил князя к выбору веры для Руси — Православие!

Окончательное решение ускорили политические события, в которых Владимир по-прежнему выглядит язычником, не знающим преград для своих желаний. Он хочет породниться с византийским императорским домом, уравняться с византийскими императорами. В качестве платы за военную помощь в подавлении мятежа Владимир требует у императора руки его сестры — принцессы Анны. Ему это обещают, но с условием — креститься и вступить в церковный брак, исключающий возможность многоженства. Владимир согласен. Но император Василий не спешит с исполнением своих обязательств — ему невыгодно возвышение Руси за счет этого династического брака. Чтобы настоять на своем праве, Владимир с многотысячным войском осаждает и берет Херсонес — оплот Византии на Черном море. Он угрожает пойти на Царьград — если ему не отдадут обещанное, то есть принцессу. Византийский дом вынужден согласиться. Анна выезжает навстречу жениху, сопровождаемая священниками. Незадолго до своего крещения Владимир, подобно апостолу Павлу, слепнет, а после Крещения прозревает и произносит: «Теперь я узнал истинного Бога». Об этом — в тропаре, который поют в Княже-Владимирском храме за каждой Божественной литургией: «…обрел еси безценный бисер, Христа, избравшаго тя, Яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели душевную вкупе и телесную». Получив в крещении имя Василий, киевский князь стал совершенно другим человеком. За его крещением последовало крещение дружины и народа.

Журнал «Ведомости Саратовской митрополии», июль, 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *