Главная обязанность крестного: молиться за своего крестника. Интервью

Мы продолжаем беседу со священником Игорем Москвичёвым — благочинным Центрального округа Саратовской епархии, настоятелем Митрофановского храма Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии — разбираемся в вопросах, связанных с темой крещения. Для чего нужны крестные, кто может ими стать, а кому это воспрещено? Как должно строиться общение восприемника с крестником и что делать, если родители этому препятствуют?

— На протяжении новозаветной истории Церкви роль крестных в жизни крестников менялась. У первых христиан это были восприемники для научения вере — по сути, просто члены общины, помогавшие своим подопечным войти в церковную жизнь. Впоследствии крестных приравняли к ближайшим родственникам, общество стало ожидать от них материальной заботы о крестниках. При этом крестный понимал, что если с родителями крестника что-­то случится, то он должен забрать ребенка на воспитание. А что сейчас?

— Восприемник воспринимает человека из купели, отсюда произошло это название. Это то, что было и остается сутью роли крестного. Роль эта вспомогательная: когда ребенок учится ходить, родители его сначала поддерживают — то же самое и здесь.

К сожалению, сейчас очень часто наблюдается формальное отношение к Таинству Крещения: поучаствовали в красивом обряде, и после этого связь прекращается. Этого быть не должно. Кроме того, считается, что крестные нужны только маленьким детям, потому что они за себя сказать ничего не могут — ни отречение от сатаны произнести, ни Символ веры прочесть. Но на самом деле нельзя сказать, что взрослые в крестных не нуждаются. Некоторое время назад я крестил шестнадцатилетнюю девушку, и она была с крестной — такая практика вполне может быть оправдана, особенно если человек пришел ко Крещению осознанно. Еще одно неверное представление — что для ребенка из верующей семьи роль крестного формальна, поскольку церковной жизни его научат отец и мать. Когда есть нормальные крестные, это большое подспорье, даже если ребенок растет в верующей, церковной семье.

— С какого возраста можно становиться крестным?

— Здесь все индивидуально. В указе Синода от 1836 года написано, что мальчикам можно становиться крестными с пятнадцати лет, девочкам — с тринадцати. Эта норма исходит из римского права, где 14–15 лет — возраст совершеннолетия. А девочки еще раньше могли замуж выходить. До сегодняшнего дня синодальное законодательство не отменено, поэтому и сейчас можно ориентироваться на этот возраст. Но нужно понимать, что не всякий юноша в 15 лет разбирается в хрис­тианских вопросах, в бого­словии. Бывают, конечно, грамотные, начитанные подростки, но не так часто. Иногда на огласительные беседы в качестве будущих крестных приводят даже девятилетних детей — это профанация, ведь понятно, что этот ребенок еще не готов к такой ответственности.

— Кого можно выбирать в крестные из родственников?

— Нельзя только родителей, остальных можно. Приемные родители, кстати, тоже не могут быть восприемниками. Обычно всё же стараются брать не близких родственников, а кого­то со стороны.

— Может ли отчим стать крестным пасынка или падчерицы? Причем здесь может быть два случая: мужчина состоит в браке с матерью ребенка, которого собираются крестить, или он уже крестный и собирается жениться на матери крестницы.

— Запрещено в обоих случаях. Восприемник не может жениться ни на воспринятой девочке, ни на ее матери, даже если она овдовела или пребывает в разводе.

— Может ли супружеская пара быть крестными родителями? И другая ситуация — могут ли крестные одного ребенка через некоторое время пожениться?

— Здесь всё возможно. В 1796 году был издан синодальный указ о том, что лицам, крестившим одного и того же ребенка, дозволяется вступление в брак, а муж и жена, крестившие одного ребенка, не разлучаются. Очевидно, до этого случались какие­то прецеденты, поэтому Синод и принял такое решение.

— А священник может становиться крестным?

— Да, но при этом таинство совершает другой священник. А вот монашествующие не могут быть восприемниками, потому что монах — это человек, который от мира ушел, и его не должны с ним связывать обязанности по отношению к крестникам.

— А если крестный принял постриг, как это повлияет на его общение с крестником?

— Тогда он просто будет молиться о крестнике, а ребенок может время от времени навещать его в монастыре.

— Кого лучше выбрать в крестные: человека церковного, который живет далеко и не сможет часто общаться с ребенком, или близкую подругу, не ведущую церковную жизнь?

— Я бы выбрал первый вариант. Хотя бы потому, что церковный человек будет молиться за ребенка. Главная обязанность крестного — молиться за своего крестника. В идеале он должен помогать ему в христианском становлении, особенно если родители этим не занимаются. Тогда и ребенок будет понимать, что крестный — это не просто дядя, который когда­то с ним зачем­то был в храме, и быть крещеным — это не только крестик на груди носить.

— Что делать в ситуации, когда некого выбрать крестным — нет ни друзей, ни родственников?

— Можно попросить кого­то из сотрудников храма или священников. Понятно, что связь будет не такой крепкой, но в большинстве случаев этот человек хотя бы будет за ребенка молиться. Знаю случай, когда позвали человека крестным к малознакомым людям, а после они начали общаться, и это переросло в крепкую дружбу.

— Может быть один крестный или крестная или обязательно двое?

— Двое крестных — это русская традиция, она появилась в XIV–XV веках. Это аналогия с семьей: как родителей у человека двое, так и крестные — мать и отец. Но если посмотреть на чин крещения, там везде идет речь об одном восприемнике, поэтому достаточно одного, главное — подойти к этому выбору осознанно.

— Может ли у девочки быть единственным крестным мужчина? Или, наоборот, у мальчика — женщина?

— Можно крестить и так. Традиция иметь крестного одного пола с крещаемым восходит ко времени, когда люди крестились обнаженными. Сейчас мы крестим взрослых в длинных рубахах, и этот момент уже не важен.

— До какого возраста крестный несет ответственность за ребенка?

— Как общение с родителями, так и общение с крестными не заканчивается после восемнадцатилетия ребенка. Мне вспоминаются две бабушки — одной за 80 лет, другой под 70. И так занятно смотреть, как одна другую крестной называет. Та, что постарше, своей крестнице до сих пор советует что­то — и та ее слушает, соглашается. Это пример того, какие могут быть взаимоотношения — на всю жизнь. Понятно, что если ребенка покрестили в младенчестве, а в десять или пятнадцать лет ему говорят: «Вот твой крестный, познакомься», вряд ли он будет слушать советы, для ребенка это чужой человек.

Дети, когда вырастают, хотят иметь свое жизненное пространство, защитить свой мир от вторжения, поэтому подросшему крестнику очень важно не учинять допросы, когда он последний раз был в храме, когда причащался. Если молодой человек благодаря своему воспитанию, в том числе и со стороны крестного, хотя бы удержится от свойственных этому возрасту падений, то можно сказать, что задача выполнена.

— Родители крестника — люди нецерковные и отказываются отпускать ребенка в храм вместе с крестным, говорить о вере, хотя обещали. Как быть?

— Ребенок, как правило, следует тому примеру, который видит перед собой. И важнее всего, чтобы он этот пример видел прежде всего в жизни родителей. Но если родители не хотят ничего менять в своей жизни и крестному запрещают вести свою линию в воспитании ребенка, то общение с семьей крестника прерывать все же не стоит — важно хоть как­то его сохранить. Поссориться и уйти — это не выход.

Газета «Православная вера» № 07 (651)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *