Крещение — это рождение человека для Церкви. Интервью с благочинным Центрального округа иереем Игорем Москвичевым

Для чего нужны огласительные беседы перед крещением, как они могут помочь человеку, решившему стать членом Церкви? Какое имя лучше выбрать при крещении, обязательно ли оно должно быть в святцах? Как Церковь относится к тайным крещениям? Вопросов, связанных с Таинством Крещения, всегда много: люди задают их священникам и сотрудницам свечных лавок, присылают на редакционную почту и, конечно, обсуждают со знакомыми — в этих дружеских разговорах нередко передаются суеверия, которые потом надолго откладываются в сознании.

В часто задаваемых вопросах и нетипичных ситуациях, связанных с темой крещения, мы разбираемся вместе со священником Игорем Москвичёвым — благочинным Центрального округа Саратовской епархии, настоятелем Митрофановского храма Саратова, преподавателем дисциплин «Каноническое право» и «Новейшие нормативные документы Русской Православной Церкви» Саратовской православной духовной семинарии.

Священник Игорь Москвичев— Как изменялось Таинство Крещения от апостольских времен до наших дней?

— Это таинство было установлено Христом. То, как оно совершается, и предшествующее ему научение в вере тоже были заповеданы Спасителем. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28, 19). Сопутствующие молитвы, конечно, формировались постепенно, но в общем это достаточно древнее чинопоследование, в основе которого всегда было троекратное погружение крещаемого в воду.

— Во II–III веках был установлен определенный порядок подготовки и испытания уверовавших христиан — оглашение. В положении оглашаемых люди могли находиться до нескольких лет. Можно ли сказать, что раньше это было похоже на экзамен и налагало серьезную ответственность, а огласительные беседы сегодня — это попытка дать человеку хоть какие-то знания о вере?

— Если посмотреть огласительные беседы святых отцов — например, святителя Кирилла Иерусалимского или святителя Иоанна Златоуста, то можно понять, что людям говорили о достаточно глубоких по содержанию вещах. Понятно, что все это требовалось усвоить, поэтому и занимало оглашение не один месяц или даже год. Само Таинство Крещения было радостным событием, совершалось в присутствии других членов Церкви и, как правило, было приурочено к большим праздникам, чаще всего к Пасхе или Рождеству. Крестили группами — это было похоже на то, как сейчас проходят Крещальные литургии.

В 2011 году наша Церковь вернула практику огласительных бесед. Это не то же самое, что в раннехристианские времена, но, нужно понимать, и не что-то новое. Когда я служил диаконом в Покровском храме и вел такие беседы, было несколько случаев, когда человек, прослушав их, подходил и говорил, что все понял, но пока ему еще рано принимать Крещение, надо осмыслить. Это нормально, и это гораздо лучше, чем окрестить того, кто сомневается, нужно ли ему это. Так что нельзя сказать, что современное оглашение — просто некий поверхностный набор знаний: если человек подошел к нему серьезно, оно может подвигнуть к глубоким размышлениям и изменениям.

Никаких экзаменов после бесед не сдают, но готовящийся ко Крещению человек должен хотя бы выучить Символ веры — и не просто механически рассказать, а разбираться в нем. Иногда приходят люди, которые уже много читали о христианской жизни, и на беседах такого уровня им неинтересно. С ними священник или катехизатор беседует индивидуально.

— На Ваш взгляд, стоит ли строже относиться к оглашению?

— Современное общество не готово к строгим испытаниям, поэтому ужесточать не нужно. Люди просто станут меньше креститься или пойдут в храмы, где будет наименьший контроль. В Сербской Православной Церкви, к примеру, достаточно строгие правила подготовки к Причащению — почти две недели строгого поста, поэтому люди причащаются в лучшем случае несколько раз в год.

— Как быть взрослому человеку, который понимает, что не будет вести церковную жизнь, но родственники упрашивают его принять крещение?

— Настаивать в этом вопросе неправильно, должно быть личное желание человека. Допустим, он поддастся их уговорам, а что дальше? Таинство совершится, но крещение — это рождение человека для Церкви, начало новой жизни, и эта жизнь должна развиваться. Конечно, родственникам нужно говорить на эту тему, но упрашивать не надо. Возможно, стоит предложить некрещеному родственнику просто пообщаться со священником: бывает, что человек боится чего-то, и в ходе разговора выясняется, что это всего лишь околоцерковные суеверия.

После огласительных бесед проходит исповедальная беседа со священником, где разные страхи тоже могут всплыть. Хочу посоветовать людям, которые готовятся ко крещению: не нужно ничего в себе утаивать, бояться «а вот я об этом расскажу — что обо мне подумают?». Наоборот, чем больше будет задано вопросов и каких-то неудобных, болезненных тем затронуто, тем легче будет священнику помочь человеку разобраться с грузом, лежащим на душе.

— В первые века христианства крещаемым давались новые имена — в честь святых и в ознаменование того, что их жизнь с этого момента необратимо меняется и преображается. Имеет ли это место сейчас? Может ли, допустим, человек по имени Николай в крещении взять имя Петр?

— В принципе — да, может. Но обычно так делают, только когда человек назван именем, которого нет в святцах. Один из недавно принятых Священным Синодом документов — «О возможности принятия крещения с сохранением национального имени» (Заседание Священного Синода от 26 декабря 2019 года, журнал № 165. — Ред.) — разрешает брать в крещении имена святых, почитаемых в любой из Поместных Православных Церквей. Также признаются святые, которые были прославлены на Западе до разделения Церквей. Например, имени Алина в наших святцах нет, но есть мученица Алина Бельгийская, святая VII века.

У сербов, к слову, проблемы «есть ли имя в святцах» вообще нет. Если у нас каждый человек называется в честь святого, то у них есть один небесный покровитель рода.

Имя, данное при крещении, впоследствии, при каких-то исключительных обстоятельствах, можно поменять: читается молитва на наречение имени, называется другое имя, и с этого момента человек причащается с ним. Так бывает, например, когда родители зачем-то дали двойное имя: назвали Евгенией, а покрестили Елизаветой. Это, кстати, отголосок язычества, суеверия: некоторые считают, что «настоящее», данное в крещении имя должно быть тайным, чтобы недоброжелатели не могли как-то навредить человеку. Потом уже повзрослевшие дети приходят и просят как-то эти имена «привести к общему знаменателю» — и мы, чтобы им не менять все документы, воцерковляем их гражданское имя. Так что лучше не мудрить: крестить с тем именем, с которым ребенок регистрируется в загсе, а если в месяцесловах его нет, то выбирать близкое по звучанию.

— Можно ли давать девочке имя, образованное от мужского — например, Николая, Алексия?

— Теоретически можно, в монашестве такая традиция есть, но мирянам это ни к чему, на мой взгляд. Бывает, что называют так, а потом ребенок вырастает и ставит это в укор родителям.

— Во времена раннего христианства Таинство Крещения, как и сейчас, совершалось как над взрослыми, так и над младенцами. Но во II веке об этом были споры: карфагенский пресвитер Тертуллиан восставал против крещения детей, делая акцент на том, что вхождение в Церковь должно быть сознательным, а Ориген, в противовес ему, называл совершение этого таинства над младенцами апостольским завещанием. В каком же возрасте лучше крестить ребенка? «Чем раньше, тем лучше» или когда подрастет и сможет хотя бы в общих чертах понять, что совершается?

— «У тебя есть младенец? — Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу», — так писал в «Слове на крещение» святитель Григорий Богослов. Думаю, что нет веских оснований оспаривать это святоотеческое утверждение. Если родители живут церковной жизнью, для них неестественно будет ходить в храм без ребенка, они хотят молиться о нем, и у них зачастую даже не возникает вопроса, нужно ли ждать и сколько лет. Если же родители в храм не ходят, вопрос тут не в возрасте, а в том, зачем им нужно ввести своего ребенка в Церковь — на огласительных беседах этот вопрос затрагивается.

В нашей Церкви детей крестят, за исключением экстренных ситуаций, с сорока дней. Так установлено не потому, что раньше нельзя, а потому, что как раз в этот день над матерью читаются очистительные молитвы после родов, с этого дня она может вновь присутствовать в храме.

По опыту могу сказать, что лучше всего крестить, когда ребенку 2–4 месяца. Как объясняли мне врачи, дети в этом возрасте еще помнят состояние внутри утробы матери, и когда они попадают в водную среду, то группируются и не пытаются вырваться. Однажды по неопытности я попробовал погрузить шестимесячного ребенка: в купель он поместился, но вырывался. И ведут себя дети постарше уже по-другому: кто-то уже ни минуты не может спокойно посидеть на руках.

— Что ответить родителям, которые откладывают с крещением ребенка и говорят: «Вырастет — сам решит, во что верить»?

— Мы можем только рекомендовать, не настаивать. В качестве контраргумента можно сказать: «Хорошо, пусть ребенок вырастет и определится, на каком языке ему разговаривать. А сейчас вообще с ним не разговаривайте — вдруг он не захочет по-русски, а захочет по-французски?».

Принадлежность к языку, культуре, религии — все это взаимосвязано. Понятно, что когда ребенок вырастет, неизвестно, каким человеком он станет, это уже вопрос воспитания. Сейчас в нашей стране крещено около 80% населения, а когда статистику собираешь на Рождество и Пасху — на праздничных службах в храмах 3–4% жителей. Это как в стихотворении иеромонаха Романа (Матюшина): «За жизнь свою побыл два раза в храме,/И то насильно, сам бы не почтил:/Один — когда не мог ходить ногами,/Другой — когда ногами отходил».

Но вместе с тем то хорошее, о чем ребенку говорили в детстве, очень часто запоминается и удерживает уже взрослого человека от совершения ошибок. Я такое наблюдаю во время исповеди: спрашиваешь человека, как давно в храме был, и он отвечает: «Да вот как покрестили в детстве — и всё, а мне сейчас тридцать». Но выясняется, что некоторые часто совершаемые грехи для человека неприемлемы: «Нет, этого я никогда не делал, мне как в детстве сказали, что это плохо, так я этого никогда и не преступаю». И это уже хорошо.

— Как Церковь относится к тайному крещению? Допустим, бабушка втайне от родителей окрестила внука.

— Это запрещено. Для крещения ребенка нужно согласие родителей, чтобы не было потом скандалов. Понятно, что в советское время порой крестили втайне, потому что боялись разного рода прещений со стороны властей. Сейчас за крещение с работы не увольняют, и объективных причин скрывать этот факт от внешнего мира нет.

Знакомый священник из Ставрополья рассказывал, что одна мама втайне от отца-мусульманина покрестила ребенка. Когда отец узнал, был скандал на всю станицу. Если со стороны даже одного родителя есть противодействие, это уже причина крещение отложить.

— А если взрослый иноверец хочет принять крещение, но знает, что его семья отнесется к этому отрицательно и разорвет общение?

— Единого рецепта здесь нет. Принятие крещения и начало новой жизни — это то, на что нужно решиться, и здесь каждый сам для себя определяет, на что он готов пойти. Были и в жизни некоторых святых такие моменты: они крестились и уходили из дома, встретив сопротивление со стороны родителей-язычников. Но если человек сомневается, выдержит ли он прекращение общения, наверное, не нужно на эти сомнения закрывать глаза: будет гораздо хуже, если он покрестится, а потом под этим давлением родственников отречется.

— Как быть, если человек не знает или не помнит, крестили ли его, и уже не у кого об этом спросить?

— Для начала просим всё же поискать какие-либо свидетельства людей. Если ничего нет, смотрим на то, как человек относится к Церкви. Если ему восемьдесят лет, и сорок из них он ходит в храм, участвует в таинствах, над ним чаще всего ничего не совершается, поскольку он регулярно причащался в течение длительного срока. Если человек ходил изредка или ходит недолго, то совершается крещение с прибавкой в крещальной формуле — «крещается аще не крещен», чтобы исключить возможность второго крещения, которое является грубым нарушением канонов.

Газета «Православная вера» № 06 (650)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *