В «Ладье» состоялась беседа на тему акафиста в жизни Церкви

12 апреля в молодежном клубе «Ладья» при Митрофановском храме состоялась встреча с членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, секретарем комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии, клириком храма в честь Рождества Христова священником Максимом Плякиным.


Акафист – форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Кондак («кондос» — свиток) – поэма, в которой один короткий куплет и множество длинных, связанным общим рефреном. Гимн, из которого вырос акафист, был составлен во второй половине V века. В 431 г. на III Вселенском соборе в Эфесе было сформулировано учение о Божьей Матери. Церковное восприятие богородичного учения и превратилось в такую поэтическую форму.

Первый акафист, называемый Великим акафистом, посвященный Богородице, был составлен в начале VII в. в память избавления Константинополя от нашествия персов. Матерь Божия явила чудесную помощь, и город был спасен: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице». Подтверждением этому служит тот факт, что в первоначальном варианте эта фраза звучала так: «…град твой приносит тебе песни, Богородице…». В благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы в субботы пятой недели Великого поста (Суббота Акафиста).

Самая заметная особенность Великого акафиста – его повторяющийся призыв «Радуйся…», который являлись более поздним дополнением к первоначальному, и как иногда пишут ученые, к безрадостному гимну. Изначальным припевом акафиста было слово «Аллилуйя». Слово «радуйся» взято из святого Евангелия — так приветствовал архангел Гавриил Божию Матерь, принеся весть о будущем рождении от Нее Мессии: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 28). Если отсечь возрадования, то можно понять, что большая часть гимна посвящена не Божьей Матери, а Христу. Для многих ученых христологичность акафиста до сих пор является загадкой.

Акафист ко Пресвятой Богородице изначально именовался просто «Акафист», и только спустя столетия, когда появились другие подобные песнопения, за ним закрепилось название «Акафист ко Пресвятой Богородице» или «Великий акафист». Таким образом, само слово акафист из обозначения конкретного текста превратилось в обозначение жанра.

Собравшиеся узнали историю появления акафистов святым, которые были написаны разными авторами как подражание Великому акафисту.

Священник рассказал юношам и девушкам о своей деятельности в составе рабочей группы Издательского Совета Русской Православной Церкви по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества. Батюшка поделился собственным опытом написания акафистов, рассказал о том, почему стал изучать эту тему. В наше время ежегодно появляется порядка 100 новых гимнов на 14 языках, темпы прироста акафистов сложно прогнозировать. Одному святому может быть написан не один, не два, а десять или даже больше хвалебных гимнов.

В ходе встречи отец Максим ответил на вопросы ребят о том, зачем пишутся акафисты, все ли акафисты можно покупать и какие из них одобрены Издательским Советом, о традиции совершения чинопоследования Пассии в России.

Встреча длилась более двух часов, в завершение участники молодежного общества поблагодарили отца Максима за интересную и содержательную беседу и предложили быть более частым гостем собраний клуба.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *