ПАСХА. Светлое Христово Воскресение

1398003840_voskresenie-hristovo1-2В конце Пасхальной заутрени читается в храме к народу «Огласительное слово» святого Иоанна Златоуста. По своему размеру это слово очень небольшое, но глубокое по содержанию. Оно читается на церковно-славянском языке и быть может не каждому слушателю понятно всё, о чём оно говорит. Оно имеется в русском переводе, но за Богослужением читается только по-славянски. «Огласительное слово» святого Иоанна Златоуста не сразу после его смерти (ум. в 407 г.) вошло в чин Богослужения. В богослужебную практику оно входило постепенно и медленно, приобретая всё большее и большее значение в Церкви. Сначала его читали за Пасхальным Богослужением отдельные пастыри, но с течением времени оно читалось уже повсеместно. О времени включения «Огласительного слова» в чин Пасхального Богослужения точных сведений не сохранилось. Но уже от 9-10 века имеются сведения о существовании его в чине Пасхальной заутрени. Так, в одном памятнике от этого времени говорится, что после прочтения Евангелия от Марка «Минувшей субботе

405b» патриарх читает слово Иоанна Златоуста громогласно: «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится добраго сего и светлаго торжества». В половине 11-го века появляется полная запись Студийского Устава, известная под именем Устава патриарха Константинопольского Алексея. В нём упоминается, что в конце Пасхальной заутрени бывает «целование и чтение «Слова» Златоустого, начинающегося словами: «Аще кто благочестив». Из древнерусских церковно-богослужебных памятников сохранился пасхально богослужебный чин от 16-го века (в Типиконе святого Варсонофия, Триоди и др.), где говорится, что после христосования «начинает игумен чести слово: «Павлова уста — Христова устава, а Павлова уста, — уста Златоустого». — «Аще кто благочестив и боголюбив». Таким образом «Огласительное слово» св. Иоанна Златоуста читается за пасхальным Богослужением в Православной Церкви неизменно в течение уже многих столетий и сделалось составною частью этого Богослужения. Жаль, что многие уходят из храма ко времени чтения этого прекрасного и глубоко-поучительного Слова. Пассивное и бездушно формальное отношение к пасхальному Богослужению губит многие хорошие христианские души.

Слово Огласительное во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго

Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего. Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий [1]. Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг. Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует. Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится, ибо ничимже отщетевается. Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся. Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит. Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии и втории, мзду приимите. Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиися и непостившиися, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай, вси насладитеся пира веры: вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее Царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть, угаси ю, Иже от нея держимый, плени ада, Сошедый во ад! Огорчи его вкусивша плоти Его. И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле: огорчися, ибо упразднися: огорчися, ибо поруган бысть: огорчися, ибо умертвися: огорчися, ибо низложися: огорчися, ибо связася. Прият тело, и Богу приразися: прият землю, и срете небо: прият еже видяше, и впаде во еже не видяше. Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь.


Перевод

Кто благочестив и боголюбив, — тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, — тот пусть с радостно войдет в радость Господа своего (Мф. 25, 21). Кто потрудился, постясь, — тот пусть возьмет ныне динарий (Мф. 20, 13). Кто работал с первого часа, — тот пусть получить сегодня должную плату. Кто пришел после третьего часа, — пусть с благодарностью празднует. Кто успел придти после шестого часа, — пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится. Кто замедлил до девятого часа, — пусть приступить, нисколько не сомневаясь (ничего не боясь). Кто успел придти только в одиннадцатый час, — пусть и тот не страшится за свое промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печется; и тому дает, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдает честь и расположение хвалит (Мф. 20, 1–10). Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, —насыщайтесь все; телец велик, — никто пусть не уходить голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил ее, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: «Ад, — говорить он, — огорчися, срет тя доле» (Ис. 14, 9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлен; огорчился, ибо умерщвлен; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашел в нем Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. «Где ти, смерте, жало? Где, ти, аде, победа?» (1 Кор. 15, 55). Воскрес Христос, — и ты низложился; воскрес Христос, — и пали бесы; воскрес Христос, — и радуются ангелы; воскрес Христос, — и водворяется жизнь; воскрес Христос, — и мертвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, — «начаток умершим бысть» (1 Кор. 15, 20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Комментирование запрещено